Главный вход с площади комплекса Po-i-Kalyan, сама мечеть Калян (Kalon) во дворе. Khodja Nurobobod St, Bukhara, Uz Входная группа. Восточные узоры из керамической глазурованной плитки на главном портале. |
Узбекистан Бухара
|
Общие виды крепости Po-i-Kalyan. Сине-зелёный купол - главная мечеть. |
Мечеть - здание для проведения молитвенных обрядов в мусульманской религии. |
Фрагмент облицовки плиткой крупным планом. Плитка хорошо держит землетрясения, не отваливается. |
Медресе - духовная школа, училище для священнослужителей (имамов). Одновременно это монастырь и хорошо укреплённая и высокая крепость, здания в которой обычно располагаются прямоугольником, образуя внешний высокий периметр. Внутри такого прямоугольника для защиты от жары делаются навесы и открытые галереи. |
Восточные узоры над левой боковой нишей центрального входа с главной площади комплекса. |
|
С раннего средневековья исламская Бухра состояла из отдельностоящих максимально укреплённых крепостей, в качестве опорных пунктов были мечети и духовные школы (медресе). Окна зданий не имели переплётов, вместо них шестигональные пустотелые решётки из лёгких пород камня. |
Минарет - высокая башня при мечети, предназначена для созыва специальным служителем муэдзином на обязательную молитву несколько раз в день. Иногда минаретов два или четыре. Внутри минарета практикуется устройство круговой лестницы для прохода наверх, но сама башня полнотелая, без внутренних помещений, если не считать крохотных внутренних площадок возле окон для отдыха. Лестницу лишь немного освещают очень маленькие окна, иногда размером в пару кирпичей, малозаметные на фасаде. Но на самом деле внутри минарета очень темно. Никаких выступающих деталей, кроме ступеней, на лестнице нет. Лестница узкая. При подъёме, который происходит наклонясь, в полной темноте, держатся руками за верхние ступени, полируя своим халатом нижние. При спуске, для равновесия, держатся двумя руками враспор за каменные стены, которые с веками тоже становятся отполированными. Потолок сводчатый, низкий, без выступающих деталей, чтобы не разбить голову. В условиях сейсмической активности минареты балансируют на грани устойчивости, а те, что сохранились, свидетельствуют о высочайшем мастерстве древних строителей. |
Общий вид комплекса Пои-Калян от цитадели Арк, с улицы Khodja Nurobobod. |
|||
Купол мечети покрыт цветной кобальтовой глазурью, стойкой к многовековому пребыванию на испепеляюще жарком солнце и в отчаянный мороз. Второе чудо, каким образом строителям удалось без опалубки, лесов и геодезических инструментов так точно вывести форму купола? Это остаётся загадкой непроницаемой тайны. |
|||
Непередаваемо красивый цвет покрытия. |
|||
|
|||
Минарет Калян в окружающей городской застройке хорошо виден со всех сторон. |
Глава минарета. Шедевр зодчества раннего средневековья. Сохранилось имя мастера - усто Бако. Kalyan Minaret
|
|
Восточные узоры на завершении минарета. |
|
Общий вид главной площади и минарета Калян, Бухара, Узбекистан. |
|
Тело минарета. Диаметр внизу 9 метров, вверху 6 метров. Основание минарета. Существует предание, что фундамент минарета сложен из камней на растворе из алебастра с добавлением молока верблюда. Кладка лицевым кирпичом в основании минарета. Перевязка сдвоенных глиняных лекальных кирпичей. |
Минарет Калян после бессмысленного вандализма большевиков. Вначале, в целях устрашения местного населения и пустого бахвальства, чисто показать свою власть, главный минарет Бухары был расстрелян красными матросами из артиллерийского орудия (верхнее фото). После девяти прицельных выстрелов, оставивших пробоины, минарет Калян устоял, у артиллеристов остался всего один снаряд, тупая стрельба прекратилась. Сопротивления никто не оказывал. Но на этом дело не закончилось, в 1920 году большевики устроили прицельное бомбометание с аэроплана (второе фото), повредившее верхнюю площадку. Минарет Калян выдержал и это. Фотография разрушений экспонируется в краеведческом музее крепости Арк, Бухара. минарет Калян после реставрации кладки минарет Калян, современный вид |
Фрагмент кладки минарета Калян с арабской вязью. Здесь же записано имя заказчика - Арслан-хан Мухаммад (1102-1130). Энергичный молодой правитель погиб в возрасте 28 лет в Самарканде в постоянных междуусобных войнах при подавлении очередной смуты. |
|
Медресе Мири-Араб в Бухаре 1530-1536 самостоятельная крепость комплекса Po-i-Kalyan. |
|
Вид с востока на медресе Мири-Араб в Бухаре. |
|
Голубые купола. Miri-Arab madrassah
|
|
Главный вход в медресе Мири-Араб. |
Восточная вязь из глазурованной плитки. Memorlik yodgorligi Miri-Arab Madrasasi 1530-36 yillar davlat muhofazasiga olingan |
|
медресе Улугбека, комплекс Ток-И Заргарон в Бухаре. Toki Zargaron Mosque
|
|
Центральный портал мечети Мечеть Улугбека, комплекс Ток-И Заргарон в Бухаре. |
|
Вершина арки портала в медресе Улугбека, комплекс Ток-И Заргарон в Бухаре. |
|
Детали портала медресе Улугбека, комплекс Ток-И Заргарон в Бухаре. |
Левая часть медресе Улугбека, комплекс Ток-И Заргарон в Бухаре. |
|
Общий вид медресе Улугбека, комплекс Ток-И Заргарон в Бухаре. |
|
Вид на торговый дом (крытая куполами торговая улица) Toki Zargaron от мечети Toki Zargaron. |
|
Мальчишки подрисовали белой краской на боковых стенах торгового дома футбольные ворота, чтобы поверхность зря не пропадала. |
|
Навес для торговли напоминает автобусную остановку, но здесь, в центре Бухары, общественный транспорт проехать не в состоянии. |
В средневековье место было значительно многолюдней. |
|
Виды Бухары, экзотические каменные конструкции защищают прохожих от солнца летом и осадков зимой. Работает и естественная вентиляция. |
|
А вот так выглядят своды пешеходной улицы внутри. Столетиями имеются места для торговли мелких и средних лавочек. |
Нищих в Бухаре уже нет, всех извели при социализме. Во всяком случае внешне "официально" просящих подаяние не замечено, в Узбекистане все работают. Разумеется, на практике, это не так и подаяние в открытой и завуалированной форме просят. Например такой вариант: мобильная группа подростков катает какого-то инвалида, подвозя его к очередному бледнолицыму туристу, зазевавшемуся с фотоаппаратом. Через час идёшь назад, вся команда уже чего-то купила, то-ли лепёшку, то-ли мороженое, и все кушают. Про то, что сидеть туристу нигде на улице нельзя, уже понятно. Кто-нибудь обязательно сразу подойдёт и моментально чего-нибудь попросит. А чтобы сами местные не рассиживались и не разлёживались, а опять-же упорно трудились по своим рабочим местам, в Бухаре уличные скамейки практически повсеместно отсутствуют. |
Общий вид торгового дома Так-И Заргарон (Toki Zargaron) возле одноименной мечети. |
Медресе Abdulaziz Khan Madrassah в Бухаре, фрагмент фасада. Медресе Abdulaziz Khan 1652 года постройки находится напротив мечети Toki Zargaron в едином комплексе. |
Me`morlik yodgorligi Abdulazizxon madrasasi 1652 yil davlat muhofazasiga olingan (uz) Abdulaziz Khan Madrassah Khodja Nurobobod St Bukhara (en) |
Средневековые росписи медресе Abdulaziz Khan Madrassah в виде глазури были как-то нанесены А) или на готовые поверхности фасадов как финишная отделка, Б) или как полив и глазурование обжигом массивных камней, что несовместимо с обычными технологиями обжига тонкостенных изделий в виде облицовочных плиток; при этом большие камни не имеют никаких температурных трещин. Уникальная технология. Непонятно, чем и как удалось достичь спекания и остекловывания цветной поверхности в монтажно-полевых условиях. Разгадка варианта А, возможно, кроется в том, что на фасад приклеены большие тонкие пластины чистой поливной глазури, умело снятой с какой-то керамической подложки или ванны расплавленного серебра. Искусственное происхождение материала сильно отличает его от камешков натуральной смальты и натуральной мозаики и мозаичных технологий в принципе. Сами пластины, получается, размером с камень и в два-три раза тоньше обычного оконного стекла. Действительно гениальная технология и очень сложная. Финишная приклейка в дело на фасад возможна, например, на чистом белке куриных яиц, смешанным с минеральным наполнителем. Но это всего-лишь авторские предположения. |
Росписи в процессе современного восстановления. |
Общий вид медресе Кукельдаш в Бухаре. |
|
Классические формы восточной архитектуры. Медресе Кукельдаш это первое, что видит любой турист, приехав на такси от аэропорта к центру города. |
|
Поначалу восточные узоры поражают воображение, потом оказывается в Бухаре их очень много, и нигде они не повторяются. |
Днём возле медресе Кукельдаш появляются люди и машины, открываются сувенирные лавки. Mekhtar Anbar St
|
|
Нодир Диван-Беги медресе в Бухаре. Рано утром лицевая сторона медресе находится в тени. |
|
Главный вход в Nodir Devon Begi madrasasi. Комплекс Ляби-Хауз. |
|
Богато-декорированная средне-азиатская архитектурная пластика восточных фасадов. |
табличка Nodir Devon Begi madrasasi (uz) 1622
|
Восточный геометрический узор в голубых и зелёных тонах. |
|
Главный портал медресе Нодир Диван-Беги в Бухаре. |
Солнце и птица в мотивах восточного орнамента на фасаде медресе Нодир Диван-Беги. |
карта Бухары некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|