Панорама крепости Арк в Бухаре. Стены крепости Арк недавно восстановлены, однако не полностью, чтобы имелось представление о подлиннике. Граждане Бухары на площади Регистран возле крепости Арк. |
|
Почему-то всё пространство перед древней достопримечательностью равномерно замусорено. |
|
Арк был значительно выше чем сегодня, чтобы понять насколько, надо срыть культурный слой до 20 метров, и высота крепости будет в два раза больше. |
|
Размеры цитадели Арк в Бухаре поражают. |
|
Новая кладка выполнена по старым образцам с армированием брёвнами. |
|
Главный и единственный вход в цитадель Арк. |
Сегодня в крепости Арк располагается краеведческий музей. |
|
Вход в Арк. Табличка на входе в Арк |
|
Внутренний двор дворца и место напротив трона, откуда выползали подданные, ходить пешком ногами не разрешалось под страхом немедленного усекновения головы Теперь вполне демократично можно шляться туда-сюда и фотографироваться в любой позе. |
|
Место трона эмира, верховного правителя Бухары во внутреннем дворе дворца. |
|
Современный вид внутреннего двора дворца, на его женской половине, теперь здесь ходят стаями туристы и присматривают сувенирную мануфактуру. |
Водоприёмная воронка для редких дождевых вод. |
|
По флангам внутреннего двора на возвышении места для особоприближённых и знати. |
|
Дворец бухарского эмира в Арке не самое пышное и богатое архитектурными украшениями сооружение, но самое большое и многоуровневое. |
|
Деревянный несущий потолок главного входа в Арк, это то, что находится внутри въездной башни. Многовековая древность подлинной натуральной древесины не поддаётся осмыслению. Тем не менее, она сохранилась, её можно видеть. |
|
Придворцовые постройки для вельмож. |
Восточные деревянные колоннады и их резные завершения. |
|
Конструкции среднеазиатских дерево-кирпичных навесов. |
|
Гарем, женские покои дворца бухарского эмира в отдельностоящем здании. Хорошо защищают обитательниц от жары. |
|
Гарем, вид сбоку. |
|
Виды территории цитадели Арк. На заднем плане башня русского инженера Шухова. |
Портрет великого бухарского врача и учёного Ибн Сины (Авиценны) 980-1037 в экспозиции музея Арк. Ибн Сина родился в Бухаре, в Центральной Азии. Мальчиком, ещё с детства, Ибн Сина был гением и достиг невероятных высот в исследованиях с самого раннего возраста. Он читал Коран уже в 10 лет, вошёл в медицину в возрасте, когда ему ещё не было 16-ти. Изучал трубы древних философов, достижения масонства. Ибн Сина ещё в молодости стал лечащим врачом династии саманидов и бухарского эмира Ноя. Известно множество научных трудов Ибн Сины, но его основная книга, написанная им на арабском языке, - "Канон врачебной науки". Введение написано примерно с 1000 года, а вся книга, предположительно, завершена в 1020 году. Ибн Сина выдвинул множество идей, продвинувших человечество и науки. Известен своими трудами в таких областях, кроме медицины, как химия, астрономия, механика, философия, критика, психология, литература (в т.ч. его стихотворные рубаи) и музыка. Ибн Сина изобрёл паровую перегонку безопасных эфирных масел (метод паровой дистилляции) и, таким образом, является одним из первых химиков-парфюмеров, помимо того, что своими ароматами в том числе врачевал людей. |
Мы и сегодня даже не знаем, как правильно читать это имя, поскольку в Бухаре не было своей письменности и всё записывалось только на арабском языке Абу Али Хуйсейн ибн Абдаллах ибн Сина. На латинском языке имя этого человека звучит Авиценна. В честь его в 1970 году на Луне был назван кратер Авиценна. В горах Таджикистана один из семитысячников, Пик Ленина, в 2006 году переименован в Пик имени Абу Али ибн Сины. |
Скромный бухарский мальчик с кувшином на фоне крепостной стены, фотография. |
|
Музей крепости Арк. Одежда и вещи дервиша. Дервиши - странствующие нищие монахи-мусульмане. Иметь какие-либо деньги или собственность им не полагалось. Для заработка и пропитания дервиши помимо сбора милостыни играли на своих инструментах, пели, рассказывали новости из странствий, предсказывали судьбу и т.д. Пользовались милостями вельмож по аналогии с русскими юродивыми. Раз в год дервишам полагалось являться на сбор от одного до черырёх месяцев в свою духовную обитель. |
|
Черпак для плова, тычок для лепёшек при украшения ещё сырого теста дырочками, средневековая тёрка для моркови. |
|
Национальные покрывала во дворике дворца бухарского эмира. |
Сюзане, мануфактура, хозяйственные сумки. Сумка с вышитыми тюльпанами, а может и маками сильно напоминает продукт уроков труда для девочек по курсу домоводства в средней школе. Денег просят как за подлинную одежду эмира. |
|
Мощный развал сувениров на площадке перед женским гаремом. |
|
Подносы, блюда, чеканка по латуни. Чеканка довольно грубая, небрежная, кустарная и примитивная, на высокое качество рядовой сувенирки рассчитывать не стоит. Цены неимоверно задраны и надо долго торговаться. Однако продавцы не совсем понимают, что процесс длительного торга им не на пользу, покупатель успевает как следует рассмотреть товар и понять, что такое барахло ему вообще не нужно даже даром. |
|
Узбекский ляган. Для вывоза из Республики Узбекистан дают какую-то сомнительную бумажку, не вызывающую ни малейшего доверия. Так что выстраданное в спорах на жаре разгорячённое блюдо вполне может остаться на таможенном контроле в аэропорту, или, ещё хуже, послужить мотивом для возбуждения уголовного дела о контрабанде цветмета или культурных ценностей. |
|
Гид в Арке любезно сообщает, что половина всего сувенирного шмотья китай-пакистан, чалмы и картонные туфли из кишлаков, зато "тарелки настоящие". За "ценную" информацию он потом, по окончании экскурсии, накинет сумов 300-400 бледнолицей дойной корове к общей таксе. Одновременно стряхнёт монет с продавца "за подводку клиента". В общем всё правильно и культурно. Вам поглазеть, а люди на вас зарабатывают на кусок хлеба. Этому надо сочувствовать и легко расставаться с неудобными пачками местных банкнот. |
Кованый замок от цитадели Арк в подлиннике. Именно им, этим замком, в 1769 году запирали крепость Арк. |
Посещение музея и фотографирование оплачено входным билетом, каких-либо Правил и ограничений на публикакцию в Интернете фотографий музея и его экспонатов администрацией музея нигде не вывешено. Произведения искусства под охраной современного национального или международного авторского права в экспозиции музея не представлены. |
Экспозиция в помещении музея. |
Флаг города Бухары. |
Хозяйственная утварь. Кетмень - узбекская мотыга. |
Оттиски бухарских печатей имели в диаметре больше 10 сантиметров. |
Футляры, коробочки. |
Узбекский лук и колчан для стрел. |
Национальные медные, оловянные и латунные кувшины. |
Трон бухарского эмира в музее крепости Арк. Скорее всего не настоящий, такое количество золота просто так, открыто, ставить в комнате нереально. |
Уникальное узбекское средневековое зеркальце в медной оправе. Отражающая поверхность, сделанная вручную, настолько дорогая, что для того, чтобы в неё посмотреться, вначале выдвигали медную защитную крышку футляра, потом задвигали и закрывали ей поверхность зеркала обратно. |
Интересная вещица из колекции историко-краеведческого музея Арк несколько напоминает продукцию интим-магазина для взрослых, изделие не подписано. Возможно, это не то, что мы подумали, а каменная ручная тёрка для сыпучих продуктов или для растирания художественных темперных красок. |
Узбекские сладости к чаю высшего качества поставлялись в Россию в жестяных коробках. Продукт дорогой, экзотический, упаковочные коробки расписывались вручную. |
Русско-бухарский самовар |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|