шапка

Полеты во сне и наяву
съемки фильма во Владимире
репортаж со съемочной площадки
© авторские фотографии, октябрь 1981 года

Людмила Иванова, Людмила Гурченко, Роман Балаян садятся в машину. За рулём Олег Янковский. Город Владимир, октябрь 1981
Людмила Иванова, Людмила Гурченко, Роман Балаян садятся в машину. За рулём Олег Янковский. Город Владимир, октябрь 1981.


Олег Янковский и Роман Балаян на улице во Владимире
Олег Янковский и Роман Балаян на улице во Владимире.


Олег Иванович Янковский во Владимире
Олег Иванович Янковский во Владимире.

На главную

Архивы

СССР глазами очевидца

кино

Эстафета

Ипподром

Картинг

Старый Владимир

Рок-группа Цитадель

Рок-группа Круиз

Школа

Наверх    Табаков, Балаян    Вниз на один пункт    Вниз

Артист Олег Павлович Табаков во Владимире

Артист Олег Павлович Табаков во Владимире.

Раньше артисты ездили и на Москвичах 412

Раньше артисты ездили и на Москвичах 412.

Олег Табаков на съемочной площадке фильма Полеты во сне и наяву в перерыве между съемками

Олег Табаков на съемочной площадке фильма Полеты во сне и наяву в перерыве между съемками

Роман Балаян разговаривает с Олегом Янковским на лестничной площадке

Роман Балаян разговаривает с Олегом Янковским на лестничной площадке

Режиссер Роман Балаян и артист Олег Янковский отдыхают в небольшой перерыв между съемками

Режиссер Роман Балаян и артист Олег Янковский отдыхают в небольшой перерыв между съемками.

Наверх    Вверх на 1 пункт    Балаян, Янковский    Вниз на один пункт    Вниз

Роман Балаян ставит эпизод фильма Полёты во сне и наяву. Действие происходит в какой-то конторе

Роман Балаян ставит эпизод фильма Полёты во сне и наяву. Действие происходит в какой-то конторе.

По сюжету фильма главный герой в исполнении Олега Янковского изнемогает на ненавистной работе в своей опостылевшей конторе и ложится головой на письменный стол на заявление об уходе

По сюжету фильма главный герой в исполнении Олега Янковского изнемогает на ненавистной работе в своей опостылевшей конторе и ложится головой на письменный стол на заявление об уходе.

Роман Балаян объясняет задачи для актёра

Роман Балаян объясняет задачи сцены для актёра.

Эпизод разговора с молодой сотрудницей. Фотография на съемочной площадке фильма

Эпизод разговора с молодой сотрудницей. Фотография на съемочной площадке фильма.

Проговаривая текст сцены Олег Янковский остановил свой взгляд на мне и фотоаппарате

Проговаривая текст сцены Олег Янковский остановил свой взгляд на мне и фотоаппарате.

Наверх    Вверх на 1 пункт    Олег Янковский    Вниз на один пункт    Вниз

Олег Янковский в образе киногероя, у которого не ладится личная и семейная жизнь, надоела ненавистная работа, наступил кризис среднего возраста

Олег Янковский в образе киногероя, у которого не ладится личная и семейная жизнь, надоела ненавистная работа, наступил кризис среднего возраста.

За роль Сергея Макарова в 1987 году Олег Иванович Янковский удостоен Государственной премии СССР

Олег Янковский на перекуре

Олег Янковский на перекуре.

Съемка эпизода входа в контору с повинной к начальнику, которого играет О. Табаков

Съемка эпизода входа в контору с повинной к начальнику, которого играет О. Табаков.

Олег Янковский в профиль

Олег Янковский в профиль.

Еще перекур на съемочной площадке. В главной роли фильма Олег Янковский

Еще перекур на съемочной площадке. В главной роли фильма Олег Янковский.

Наверх    Вверх на 1 пункт    Людмила Гурченко    Вниз на один пункт    Вниз

Людмила Гурченко играет роль симпатичной проектировщицы Ларисы, с которой имеют личные отношения два персонажа

Людмила Гурченко играет роль симпатичной проектировщицы Ларисы, с которой имеют личные отношения два персонажа.

Людмила Гурченко во Владимире на съемках фильма Полеты во сне и наяву

Людмила Гурченко во Владимире на съемках фильма Полеты во сне и наяву.

Людмила Иванова, Людмила Гурченко и Олег Янковский в перерыве съемочного процесса

Людмила Иванова, Людмила Гурченко и Олег Янковский в перерыве съемочного процесса.

Фотография Людмилы Ивановой и Людмилы Гурченко во Владимире, октябрь 1981 года

Фотография Людмилы Ивановой и Людмилы Гурченко во Владимире, октябрь 1981 года.

Олег Янковский на съемочной площадке
Олег Янковский на съемочной площадке


Фото на память: артист Олег Янковский с владимирской девушкой Таней
Фото на память: артист Олег Янковский с владимирской девушкой Таней.

Полеты во сне и наяву, 1982, реж. Роман Балаян.
В ролях:
Олег Янковский — Сергей Иванович Макаров
Людмила Гурченко — Лариса Юрьевна Кузьмина, коллега и бывшая возлюбленная Макарова
Олег Табаков — Николай Павлович, начальник Макарова
Людмила Иванова — Нина Сергеевна, коллега Макарова
Людмила Зорина — Наташа, жена Макарова
Елена Костина — Алиса Суворова, любовница Макарова (озвучивает Елена Коренева)
Олег Меньшиков — Сергей Синицын, друг Алисы
Любовь Руднева — Светлана, коллега Макарова
Александр Адабашьян — скульптор (озвучивает Юрий Богатырёв)
Никита Михалков — режиссёр
Елена Михайлова — стрелочница (в титрах Е. Черняк)
Алёна Одинокова — Маша, дочь Макаровых
Сергей Иванов — актёр
Валерий Панарин — друг Макарова

Наверх    Вверх на 1 пункт    фильм о фильме    Вниз

Авторский сценарий фильма о фильме.

В 1981 году съемочная группа фильма "Полёты во сне и наяву" искала натуру для своей бытовой трагикомедии, совершенно аполитичной и лишённой какого-либо идеологического контекста. По каким-то неведомым причинам киностудии имени Довженко и режиссёру Роману Балаяну приглянулся именно Владимир. (виды города) В те заповедные времена люди строго ходили на работу по утрам, днём же Владимир откровенно пустел. Не было ни машин, ни какого-то особого движения пешеходов. Наш центр города был совершенно пуст. Трудно в это поверить, но ни одной припаркованной автомашины в центре найти было невозможно (панорамы верениц автомобилей, десятки знаков остановка запрещена с принудительной эвакуацией). Видимо, как-то бродя по центру города и ища съёмочные точки, киношники случайно заприметили скромную контору, которая занималась архитектурным проектированием для восстановления памятников архитектуры. Конторка располагалась в храме. Надо заметить, использование церкви не по назначению тогда никого не удивляло. После генсека Никиты Хрущёва храмы перестали тупо валить набок и разбирать на кирпич, но что с ними делать дальше? Не молиться же, на партсобраниях, прости Господи. Они приспосабливались на разные, в том числе культурные государственные нужды. Так церковь Никиты Мученика во Владимире стала памятником архитектуры в архитектурном стиле барокко, а в неё въехала государственная контора по проектированию и реставрации этих самых памятников архитектуры, которые сейчас гордо именуются культурным наследием. (кресты, купола, общие виды церкви)

Итак, мы находимся возле съемочного павильона фильма Полёты во сне и наяву, которым в 1981 году временно стала пристройка к церкви Никиты Мученика во Владимире. Киношникам были в радость многочисленные местные преимущества: бесплатный свободный доступ к площадке, никаких пропусков на вход и въезд. Как-то они уговорили администрацию конторы, и с первого этажа временно, на период съемок, выселили или отправили в командировки всех проектировщиков. На улице, напротив окон, киношники поставили огромные прожекторы, которые питались от здоровенного передвижного дизель-генератора и лупили светом прямо в окна. Чтобы окна не сгорели от яркого света прожекторов, их обклеивали белой матовой лавсановой чертёжной плёнкой. (пристройка, вход, окна)

Мы сейчас стоим на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля. Это, разумеется, шутка. Мы сейчас стоим на дорожке, вымощенной старым кривым известняком, которая ведёт ко входу в церковь, а в 1981 году по ней неожиданно стали ходить туда-сюда звёзды советского кинематографа - Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Людмила Иванова. Их пригласил режиссер Роман Балаян на фильм Полёты во сне и наяву. Вот они и приехали из столиц на съёмки. Причём тогда артисты были неизбалованы, ездили и жигульках, и на тесных Москвичах 412. Здесь столичных артистов обступали немногочисленные изумлённые случайные прохожие и самые ленивые работники проектной конторы, которые сбежали от своих чертежных столов посмотреть на знаменитостей.

Мы сейчас зайдём вовнутрь и посмотрим, что осталось от интерьера, где снимались эпизоды фильма "Полёты во сне и наяву" (дорожка, дверь) Вот здесь, на первом этаже, было реальное рабочее пространство типичной советской конторы, которая чего-то проектирует. Таких контор в стране были тысячи. В самом фильме по сюжету мы так и не узнаем, что же она проектирует и даже не узнаем должность главного героя. Судя по обрывочным чертежам, которые ему заботливо подсунули специалисты по реквизиту, он должен быть младшим инженером проектировщиком. (интерьер, кадры из фильма)

Вот здесь Сергей Макаров проходит коридорчиком и из темноты притормаживает, чтобы прикинуть обстановку, заходит в кабинет и бросается на колени к начальнику, которого играет Олег Табаков, с просьбой отпустить его якобы на вокзал встречать мать. По сюжету фильма вместо вокзала он едет на свидание на жигулях копейке и там его застукает жена. Съемка с начальником велась в этом помещении с высокими потолками и большими окнами. Вот почему оно стало «съемочным павильоном».(интерьеры)

Надо сказать, Олегу Янковскому была поставлена творческая задача быть эдаким приставалой, ловеласом. Для того, чтобы вжиться в образ, он довольно успешно перезнакомился со всеми молодыми проектировщицами, красивыми и некрасивыми, совершенно спокойно с ними фотографировался. Чему все были рады, а некоторые и счастливы. Но не только, он ещё и целовался с некоторыми взасос, когда народу кругом было поменьше. (фотоархивы)

Сам же я крутился на съемочной площадке вот с этим самым плёночным фотоаппаратом Зоркий-4 (показывает) и даже свою маму пригласил на съемочную площадку. Потом в семейный архив торжественно войдет фотография моей маман и артиста Янковского, который стоит к ней спиной и не обращает никакого внимания. Но я ей жестами показал, мол подойди поближе. (архивные фото )

Киносъемщики чувствовали себя совершенно раскованно, а мы все их побаивались, как светил с неба и старались не мешаться. Мне-же всего 19 лет, я без всяких комплексов, клеюсь то тут, то там, стою, то за звукорежиссером, то за оператором. Как-то Балаян выхватил у меня из рук мой фотоаппаратик, заряженный фотоплёнкой ФОТО 130, поднес его к лежащему на столе Янковскому со словами «вот как надо снимать» и щёлкнул. Оператор фильма услышал и сделал точно такой-же кадр, который потом вошёл в фильм. На нем главный герой лежит лицом на бумажке с заявлением об уходе с опостылевшей работы. (кадр)

Вспоминается другой занятный поворот, чисто бытового характера. Фильм снимался в условиях тотального дефицита. В продуктовых магазинах рядовых городков СССР уже в 100 км от Москвы не было ничего съедобного, кроме унылых бесконечных полок с пакетами сахара, который давали в нагрузку, мешков с печеньем и трёхлитровых банок с каким-то мутным соком, то-ли тыквенным, то-ли яблочным. Один из помрежей обратился к нам вполголоса с вопросом - «а где у вас тут можно купить покушать артистам, хлеба, колбаски, сыра на бутерброды?» Услышав такой вопрос все были в недоумении - «Да, вы что, какая колбаса? У нас во Владимире? Только диабетикам по талонам, а так нигде ничего нет, у нас в магазинах черный хлеб, килька есть» Пришлось группе принимать меры и терять драгоценное съемочное время, ездить на обед и питаться в ресторанах на «комплексных обедах». А, похоже, именно после этого в кадре появится сюжет, когда Янковский с подбитым глазом в женской железнодорожной шинели, жадно откусывая питается батоном белого хлеба. (фильм) Жрать то было нечего.

Ещё я помню такой момент: помрежи съездили во владимирскую спортивную школу, теперь она называется «школа олимпийского резерва» и привезли оттуда двух пацанов на роликовых коньках. Второй был дублёром на всякий случай, а первого, самого сноровистого, заставили кружить на площади полчаса или час, пока не выдохнется. А в этот момент снималась сцена, в которой Сергей Макаров бросает взгляд в окно и видит там мальчика, который кружит на роликовых коньках на одном месте. Режиссер Роман Балаян придумал эту сцену, чтобы художественными средствами показать, как главный герой не может вырваться из монотонного жизненного круга семья-работа. Вот здесь это то место, видимое из окна. (окно, площадь перед церковью)

Людмила Марковна Гурченко держалась на площадке очень скромно, но с большим достоинством. Никуда не дёргалась, сидела, где посадили, особенных макияжей у неё не было. Такого слова как «райдер» никто не слышал. Балаян только просил от ассистенток себе кофе, артистов вообще на площадке ничем не угощали. Янковский почему-то много и нервно курил. Олег Павлович Табаков всех смешил во время перерывов в съемке, рассказывал разные забавные истории. И вот как-то он вынул кассетный плеер и сказал, что привез его из Франции. Плеер с наушниками был чудо-новинкой в те времена, сравнимый со спускаемым космическим аппаратом на Марс. Плеер играл, пошёл потихоньку по рукам, и дошел до меня. Я был, конечно в культурном шоке. Это сейчас наушники никого не удивляют и музыка, которая появляется сама по себе. А раньше-ж мы были советскими аборигенами, орангутанами, ничего такого ни у кого не было. Советскому человеку в обязательном порядке полагался на кухню только проводной радиоприёмник. А за пять рублей можно было купить даже трёхпрограммный. Оу ес, обхээс. Хорошо что плеер Табакову быстро вернули и ничего в толпе не отломали. (архивные фото)

Надо сказать, режиссёр Роман Балаян очень вежливо обращался к актёрам, чтобы не путать он всегда добавлял отчество — Олег Иванович (Янковский), Олег Павлович (Табаков).

Начет автомобилей. Олег Иванович был заядлый автогонщик, у него и в фильмах повсеместно есть сцены за рулём. Но тогда вершиной бытового автомобилестроения были Жигули шестёрка. По фильму-же основным был автомобиль был Жигули копейка, причем в собственности не главного героя, а его подруги, которую играет Людмила Гурченко. И он постоянно то берет у неё ключи, то возвращает. В фильме много автомобиля, движения, и это придает динамику.

Съемки в церкви продолжались максимум недели две, потом киношники испарились, оставив после себя в коридоре почему-то одинокую операторскую тележку. Её забрали позже. Мы же ещё долго отходили от всего этого кинематографического чуда и потом о нём потихоньку подзабыли. Ещё раз повторюсь, тогда мне было 19 годиков и я работал в конторе в низовой должности техника. Когда спустя год или два фильм вышел на экран, никто своим глазам не верил. Я, как комсомолец, выпустил и повесил на работе стенгазету с фотографиями. Все думали это прикол, шутка, а, тем временем, в кинотеатрах Владимира уже шел этот фильм. Мы же не знали, что его именно так назовут. Назовут по одной - единственной малозаметной фразе в фильме: «Его не было на работе, он отпрашивался читать лекцию «Полёты во сне и наяву». Прошло 40 лет, до сих пор я узнаю чертежи тех строительных объектов, которые висят в интерьере в отснятых кадрах.

По Владимиру сняты десятки эпизодов, многие места до сих пор узнаваемы. Вот мы сейчас тоже в центре города, но находимся в другом месте, на том самом углу дома 59 на улице, которая тогда называлась 3-го Интернационала, а теперь называется Большая Московская. Здесь герой приехал к молодой подруге Алисе на работу и пытается с ней встретиться, чтобы загладить свою вину за неудачное свидание, на котором его и её застукала жена. Главный герой купил на рынке дыню в подарок. Но дыня явно не зашла. Алиса решает быстренько вернуться на работу — это я пересказываю сюжет. И Сергей Макаров, который сначала звонил из будки телефона-автомата, возле этого почтового ящика на углу (на стене), делает вид, что ему плохо с сердцем, падает, дыня катится вбок. Душераздирающее зрелище. Заботливые граждане, которых играли артисты нашего любимого Владимирского театра драмы, переносят его на скамеечку. В кадре, где они сидят вдвоем, оператор снимает сзади, и мы видим, как герой пытается прижаться к Алисе, как-то к ней приблизиться. Но нет, не получается, девочка насмешливо отказывается и не воспринимает старого 40-летнего дядю любовником. (кадр из фильма) Этой скамеечки давно нет, здесь автостоянка. Пешеходного перехода тоже нет. Но дом есть, пока стоит. (смотрим на улицу).

Забавно, что в монастыре через дорогу, где якобы работала девушка Алиса Суворова, тогда сидел Комитет Государственной Безопасности, или сокращённо КГБ. Но об этом никто не догадывался. Просто в кадре какой - то служебный подъезд. Девушка зашла — вышла. Но, в общем, киношники молодцы, смогли договориться с чекистами (вид монастыря). Теперь здесь православная семинария и офис нашего владимирского патриарха, то есть митрополита.

Что-же ещё интересного во Владимире вошло в фильм? Не менее одиозное, чем расстрельные застенки чекистов, было заведение, покрашенное в страшный тёмно-зелёный цвет, владимирской городской медвытрезвитель. Где граждан воспитывали дубинами, которые на местном слэнге назывались «успокоитель». Всё это было в центре города. В кадре фильма слева стена медвытрезвителя. И когда герой выскакивает из автомобиля (у Старой Аптеки) и подпрыгивает от счастья, что ему отсрочили выплату долга 25 рублей, это снято как-раз здесь, у фасада спецучреждения. Сейчас в бывшем медвытрезвителе центр народного творчества. (виды здания, Старая Аптека)

Несколько сцен в фильме снимались на улице Студёная Гора возле Авиамеханического техникума. Перепад высот в городе оказался кинематографически интересным и удобным. Теперь здесь всё изменилось, дорога расширена, появилась новая коммерческая застройка, церковь преобразилась, приукрасилась и приросла колокольней.

Спасибо всем, кто смог досмотреть (дочитать) до конца! Интересно было вспомнить старину в качестве очевидца. И немножко помолодеть.

© Олег Щёлоков, Март 2021

Сценарий частично реализован Саниславом Феофановым, г. Москва, в его документальном фильме Владимирская область в кино / Атлас кинопутешественника, премьера состоялась 6 апреля 2021 года на площадке YouTube.

Яндекс.Метрика

Вверх на 1 пункт

Наверх

Все права защищены © Олег Щёлоков
Страница частично адаптирована к мобильным устройствам
Web Master: Oleg ShCholokov