Почему "диско", почему "Пушкин"?
В городе Владимире рядом с Успенским собором, в парке А.С. Пушкина, была танцплощадка, упразднённая в 1990-х.
Теперь от неё не осталось и следа.
А в начале 1980-х это было довольно популярное место отдыха советской молодёжи с весьма демократичными условиями по стоимости входного билета
и общей безопасности по ночам.
Последнее немаловажно.
Сказать, что город Владимир был совершенно стерильным и свободным от хулиганья нельзя.
И на танцах там всё время были какие-то гоблины, драки, а милиция сидела стаей.
Когда танцы заканчивались, приходилось идти домой пешком по плохо-освещённым аллеям и улицам.
Наверное поэтому я сам никогда в парк Пушкина на дискотеки и не ходил.
Но, в какой-то гормонально-ответственный момент всё стало интересно.
Дискотека была муниципальной, государственной, как практически всё в СССР.
Заведовал ей Андрей Хараджа, то есть у него была должность культмассового работника, заведующего, плюс какая-то зарплата.
Хараджа сам большой любитель самодельной акустики и всего такого, что связано с усилительной и звуковоспроизводящей аппаратурой.
Надо сказать, в СССР с этим всегда был дефицит.
Андрей занялся звукотехникой ещё с конца 1960-х,
и тогда и потом был самый крутой и продвинутый чувак, аудиофил.
Помимо дискотеки, где крутили магнитофон, в парке выступал живой вокально-инструментальный ансамбль "Аттракцион".
Этот коллектив появился на осколках других, прежде легендарных владимиских групп «1108 год» и «Аристона».
«Аристона», это начало и конец 1970-х.
Место базирования парк 850-летия города Владимира, теперь Городской парк на пересечении улиц Мира,
Батурина и Михайловской.
Андрей Хараджа считает себя основателем этого коллектива.
А поскольку он сам мне об этом сказал, сомневаться нет причин.
"Аристону" я вообще не помню.
"1108 год" как-то играл на выпускном вечере в той школе, где я учился, но мне было тогда совсем мало годиков.
Ансамбль «Аттракцион» в парке А.С. Пушкина выступал не каждый вечер, а по определённому графику.
Таким образом, всё шло по программе, никакой конкуренции не было, но дискотека доминировала в магнитофонном формате со своим бессменным диск-жокеем.
Аппаратура была его-же, одновременно как-бы казённой, и ансамблистов, и во многом самодельной.
С Андреем Хараджой последний раз я встречался в 2017 году.
Ему было 65 лет, он был бодр и приветлив.
Когда я ему рассказал, что в 1983 году снимал фильм про дискотеку парка Пушкина, он очень удивился, так как совершенно об этом забыл.
Да и тогда отнёсся довольно сухо и сдержанно.
В отличие от музыкантов ВИА, которые реально приветливо давали туда-сюда перемещаться, ставить штатив, подключать свет.
Я пришёл на танцпол с кинокамерой и заявил, что хочу поснимать кино.
Ну да.
Ведь у меня была очень дорогая кинокамера, лучшая в СССР, купленная на свои деньги, всё было очень серьёзно.
И, плюс к этому, большое желание сделать что-то такое креативное, чего ни у кого и нигде не было.
На грани запретного.
Ведь я ни с какими комсомольскими, тем более партийными товарищами не советовался.
В те времена это было очень подозрительно и даже опасно.
О безусловной руководящей и направляющей роли КПСС есть намёк в видеоклипе.
В те времена ни одно художественное произведение не имело право появиться без этой самой направляющей идеологии.
Но в жизни всё было немножко по-другому.
На случайной встрече с Андреем, спустя десятилетия, просмотр фильма не состоялся по банальной причине —
самого фильма в нормальном виде не существовало.
Киноплёнка давно стала рассыпаться, особенно на склейках.
Что из себя представляет любительская киноплёнка формата 8 миллиметров с перфорацией super?
Теперь это материал фактурный, аутентичный прошедшей эпохе.
Грубый, жёсткий, натуральный, естественный, с хрустом и грохотом на каждой склейке, с царапинами по всему кадру и надрывами в перфорации, пропусками и подёргиванием.
К тому-же на киноплёнке неизбежно накапливается пыль.
В 2013 году пришлось сделать пересъёмку киноленты на видео.
Попытка не очень удачная, но иного выхода не было, фильм стал стал чисто физически сыпаться.
Накопилась невнятная куча видеофайлов, накрытая сверху, как медным тазом, лишь туманной идеей, как-бы, всё-таки, когда-нибудь,
как-нибудь сшить все эти кадры обратно и сделать приличный звук.
От идеи до её воплощения прошло ещё 9 лет.
О звуке.
Фильм сделан в художественных традициях немого кинематрографа.
В начале 1980-х на киноплёнку звук вообще не записывался.
Тем более на любительскую, формата Super8.
Где-то там, на Западе и в Америке, что-то такое было, но не здесь, не в СССР.
Таким образом, в оригинале кино-картинка полностью немая.
Что серьёзно контрастирует с действительностью.
Грохот на танцплощадке стоял неимоверный.
Первоначально фильм показывался через кинопроектор с минимальным сопровождением какой-нибудь дискотечной музыкой, одной-двумя песенками.
После восстановления изображения пришлось искать аутентичные треки, внешне схожие с тем, что звучало там, на дискотеке.
Но ни одной подлинной музыкальной композиции мне, как очевидцу, вспомнить так и не удалось.
Поэтому нерешённой загадкой остался вопрос: под какую музыку все эти молодые люди так энергично двигались, водили хороводы, прыгали, плясали,
махали руками?
Ведь в официальной советской эстраде 1983 года не было ничего, под что можно было так танцевать.
Искусствоведческие исследования обнаруживают лишь унылый пресный идеологический официоз, деревянно-шахматно-правильный ряд, в котором стоят Лев Лещенко,
Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, ансамль "Песняры".
Песенки крутились по радио из характерного советского, одобренного партийной цензурой, репертуара типа "Вологда - гда - гда", "Носики - курносики идут".
Так что-же на самом деле звучало на дискотеке парка Пушкина?
Для меня это так и осталось загадкой.
Даже Андрей Хараджа не помнит.
Поэтому в фильме стоят кусочки с треков от шведского квартета "АББА", неизвестной национальности тёмнокожего ВИА "Boney-M", американки C.C.Catch,
и, вобщем-то, всё остальное тянет ELO, один Запад.
По времени создания музыкальные композиции подходят,
но была ли эта музыка в парке А.С. Пушкина на самом деле неизвестно.
Археологический кино-артефакт выкопан спустя 39 лет после киносъёмки, восстановлен, с любительской корявостью озвучен, оцифрован в 2022 году.
Предлагается к свободному просмотру.
Желательно с максимально включённой громкостью.
Зачем?
Это необходимо для аутентичности происходящему на танцполе.
Звук имеет значение.
Если вы посмотрите этот фильм и спросите себя «а что это было?», чтобы немедленно посмотреть заново, значит всё нормально.
Так и задумано.
Если кто-то из дедушек и бабушек узнает там себя, будет вообще здорово.
Видеоклип можно посмотреть Вконтакте.
Продолжительность фильма 7 минут 30 секунд.
© Олег Щёлоков, "Диско-Пушкин", 1983
|