Село Лазарево на реке Ильинке находится в 120 верстах от губернского города и в 5 от уездного.
По писцовым книгам 1629 - 1630 годов село Лазарево значится старинной вотчиной губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями;
в селе тогда была деревянная церковь во имя праведного Лазаря и другая церковь Архистратига Михаила; при церквях были два
священника, дьячок и два пономаря. Село состояло из двора вотчинникова и 10 дворов крестьянских.
В окладных книгах 1676 года находятся следующие сведения о Лазаревском приходе: "В селе церковь Архистратига Михаила; у той церкви двор попа Иллариона,
пономарёв, да в том селе приходских дворов: три двора помещиковых, живут в них дворники (управляющие хозяйством),
15 дворов крестьянских и 1 бобыльский (безземельного крестьянина). Далее перечисляются деревни прихода: Подболотная, Жемчужина, мельница Подболоцкая, мельница Антипина, мельница Потехина,
Кривицы, Растуева (?), в ней двор дьяка Богдана Силина, в котором живёт приказчик, 8 дворов крестьянских, 1 бобыльский, 1 скотника."
Дальнейших сведений от Лазаревской церкви до начала 19 столетия не имеется.
Из надписи 1689 года на сохранившемся в церкви кресте, впрочем, видно, что в этом году в Лазареве была церковь праведного Лазаря.
Далее известно, что в 1811 году деревянная церковь в Лазарево сгорела, но была ли эта та-же церковь, что и в 17 столетии, сведений не имеется.
Вместо сгоревшей деревянной церкви на средства Пелагеи Артемьевны Бычковой устроен каменный храм с такою же колокольней.
В 1893 - 1895 годах трапеза этого храма была расширена.
Престолов в этом храме три: во имя Архистратига Михаила, в трапезе тёплой во имя святого
Николая Чудотворца и праведного Лазаря - Четверодневного.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполен достаточно.
В холодном храме у северной стены устроена гробница, над местом упокоения праведной Юлиании Лазаревской.*
В 1889 году вместо прежде бывшей здесь гробницы устроена новая. Гробница сделана из кипарисового дерева, обложена
позолоченной и посеребрённой медью. На верху крышки гробницы чеканное изображения Господа Саваофа; по бокам гробницы
изображения в клеймах: явление святителя Николая праведной Иулиании, праведная Иулиания раздаёт милостыню нищим, глас от иконы
Пресвятой Богородицы, слышанный иереем о праведной Иулиании, представления праведной Иулиании; на самой гробнице икона
праведной Иулиании во весь рост. На поклонение праведной Иулиании приходят богомольцы из Мурома и окрестных селений.
Что же касается святых мощей её, то они, полагают, утратились во время пожара деревянной церкви.
Приход состоит из села Лазарево и деревень: Жемчужная, Черемисино, Подболотная, Кривицы, Старое Ратово, Новое Ратово,
Максимовка, в которых по клировым ведомостям числится 181 двор, 765 мужчин и 939 женщин.
* - В Московской синоидальной библиотеке имеется рукописное житие праведной Юлиании, списанное сыном её Каллистратом Осорьиным (первое имя Дружина Осорьин);
сборник №6, там-же находится рукописная служба ей (прим.: молитвы с пометками о всех необходимых действиях при проведении служб).
Считаем нелишним привести здесь житие праведной Юлиании в сокращении.
Во дни благоверного царя Ивана Васильевича жил некий благоверный и нищелюбивый муж Иустин Недюрев с супругой Стефанидой; было у них много сыновей и
дочерей, в том числе и блаженная Юлиания. Шести лет, по смерти матери, Юлиания была взята своей бабкой Анастасией Дубенской в Муром на воспитание, а
по смерти её перешла к тётке своей. С детства Юлиания отличалась благочестием: любила молитву, пост и уединение, была
послушна, трудолюбива, благотворила бедным, чуждалась развлечений и забав.
Шестнадцати лет она была выдана замуж за Георгия Осорьина, брак был в церкви села Лазарево.
В замужестве Юлиания продолжала жить благочестивой жизнью и приобрела любовь родителей и родственников мужа.
Каждый вечер, а иногда и ночью, она подолгу молилась; во время отсутствия мужа все ночи проводила в молитве и труде, а на выработанные деньги
тайно творила милостыню.
Днём справляла все домашние работы. Вскоре наступил в стране голод, от которого много помирало людей.
Юлиания тайно помогала бедствующим; она брала себе в доме пищу и отдавала её голодающим, давала деньги на погребение,
ухаживала сама за больными и умирающими. Так долго она жила у свёкра и свекрови, и, когда те померли, раздала на
поминовение их душ обильную милостыню.
Родила она 10 сыновей и 3 дочери. 6 сыновей и дочь померли во младенчестве, остальных же она воспитала в страхе Божием.
Когда старший сын её был убит своим "рабом", а другой на царской службе, Юлиания стала просить у мужа отпустить её в
монастырь, но он не отпустил её; она согласилась, но умолила мужа своего не иметь с ней супружеского союза, хотя и жить вместе.
После этого праведная Юлиания "пост и воздержание паче меры (сверх меры) восприяла". По пятницам вовсе не вкушала,
по понедельникам и средам один раз сухоедение без варева вкушала; по субботам и воскресеньям устраивала в своём доме трапезу попам, вдовам, сиротам и своим домочадцам.
Больше всего пеклась о нищих. Ложилась спать вечером на час-два на печи без постели, только дрова острой стороной к телу подстилала, дрова клала и под голову, а под рёбра железные ключи.
Когда домочадцы засыпали, Юлиания вставала на молитву и так оставалась до заутреннего благовеста (колоколов).
Потом шла к утрени и литургии, днём же "рукоделию прилежала". Тела своего в бане не мыла с тех пор, как она от мужа разлучилась.
Наконец преставился муж её, тогда Юлиания ещё больше отверглась от всего мирского: пост к посту приложила, молитву к молитве и к слезам слёзы, а
милостыню паче меры показала.
Зимой оставалась без тёплой одежды, сапоги на босые ноги одевала, а под подошвы ореховые скорлупы и острые черепки подкладывала.
И так пожила она во вдовстве 10 лет и дожила до царствования Бориса Годунова.
И был в то время сильный голод по всей Русской земле; тогда и в дому блаженной было великое оскуднение пищи и дошла она
до последней нищеты.
В это время переселилась в село Вочнево, в Нижегородские пределы.
Когда бедствие усилилось, она отпустила часть рабов своих на свободу, а оставшиеся питались лебедой и древесной корой.
Такую нищету блаженная терпела 2 года.
За 6 дней до кончины блаженная разболелась, но в болезни непрестанно пребывала в молитве.
Перед кончиной приобщилась Святых Тайн, призвала детей и домочадцев и поучала их о молитве, любви, милостыне и о
прочих добродетелях.
Потом легла, трижды перекрестилась и предала душу свою в руки Господа. И положили святое и многотрудное тело её в дубовый гроб и отвезли в пределы Муромские, и похоронили её у церкви
святого Лазаря в селе Лазаревском, где многотрудно подвизалась она, в лето 1605-е, Января в 10 день.
Добронравов, Березин. т.4, 1897 |