История Троицкой церкви в Казнево (не сохранилась).
Село Казнево, близь реки Оки, при речке Кузиной и при озерах Игрище и Круглое, находится в 19-ти верстах
от уездного города и в 140 от губернского.
Местное предание относит первоначальное основание села Казнева и церкви в нём ко временам Ивана Грозного,
ко времени похода на Казань: будто бы на этом месте совершены были какие-то казни, а затем основано
поселение и церковь. Но достоверность этого придания ничем, кроме "Казнева", не подтверждается.
Первые документальные сведения о Казневе находятся в писцовых книгах 1628 - 1630 годов.
По этим книгам Казнево числится за муромцами, братьями Иваном и Василием Петровичами Власьевыми;
в селе тогда была церковь во имя Николая Чудотворца, построенная вотчинниками.
При церкви: священник, дьячок и просвирница; пашни церковной по 10 четвертей в поле, сена 20 копён.
В селе было два двора вотчинниковых, 2 двора людских, 4 двора задворных людей, 4 двора крестьянских и 2 бобыльских.
Та-же церковь Николая Чудотворца числится в Казневе и по окладным книгам Рязанской епархии за 1676 год.
".. два двора помещиковых, на тех дворах 9 изб, живут в них дворовые люди, а поп Федот сказал, кроме де
роженичной молитвы, ни с какой потребой в те избы он не ходит.." (в приходе)
".. деревня Верья (ныне эта деревня приписана к Нижне-Верейскому приходу), деревня Добра-вода .."
Дальнейшие сведения о церкви в селе Казневе довольно спутаны.
Из предыдущих выписок мы видим, что здесь была церковь во имя святого Николая Чудотворца.
Но из храмозданной грамоты, данной в 1748 году Преосвященным Алексием, архиепископом Рязанским и Муромским на
имя каптенармуса лейб-гвардии Измайловского полка Стефана Власьева, видно, что в это время в Казневе
была деревянная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которая от "давнего стояния обветшала
и службы Божией в ней исправлять невозможно".
Отсюда следует заключить, что бывшая в 1676 году церковь
была перестроена и по перестройке освящена в другое наименование.
Вместо ветхой церкви Власьев просил Архиепископа разрешить ему построить новую деревянную церковь во
имя Успения Пресвятой Богородицы. Но из сохранившейся на Цветной Триоди (книга) подписи, сделанной в 1766
году приказчиком села Ляхи Артемием Афанасьевым, видно, что в это время в Казневе была церковь
во имя Пресвятой Троицы. И в настоящее время в Казневе находится Троицкая церковь.
Это разноречие можно объяснить тем, что намерения храмоздателя почему-то изменились и новопростроенная
церковь освящена в другое наименование, как это бывало и в других местах.
Таким образом, существующая в настоящее время в Казневе деревянная церковь построена в середине 18 века.
Но народ до сих пор сохранил память о прежде бывшей Никольской церкви и праздник Николая Чудотворца чествует
больше, чем день Святой Троицы.
В последние годы эта старая церковь была обновлена и снаружи и внутри.
Престол в ней один во имя Живоначальной Троицы. Утварю церковь не богата, некоторые иконы и богослужебные
книги довольно ветхие.
В архиве церковном сохранилась храмозданная грамота, данная в 1748 году Архиепископом Рязанским Алексием.
Приход состоит из села Казнева и деревни Урюсево,
в которых по клировым ведомостям числится 573 мужчины и 584 женщины.
Добронравов, Березин. т.4, 1897
Троицкая деревянная церковь в Казневе находилась примерно на том-же месте,
где сейчас находится памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Улицы Можайская и Колхозная относительно молодые, Нагорная старая, Приозёрная средневековая. |