Село Бутылицы, при реке Унже, находится в 22-х верстах от уездного города и в 100 верстах от губернского.
До 1764 года при Бутылицкой церкви существовал монастырь, известный под названием Николо-Бутылицкой пустыни и село Бутылицы образовалось из подмонастырской слободки.
Основан был монастырь в 16 веке при церкви Николая Чудотворца; в старинных актах упоминается в первый раз в 1574 году.
Из настоятелей его известны: игумен Авраамий (1629), игумен Варсонофий (1659), игумен Порфирий (1664) и игумен Иаков (1672).
В писцовых книгах 1629 — 1630 годов находим следующее описание Бутылицкой пустыни:
„в пустыни церковь Николая Чудотворца и другая церковь Сретение иконы Богородицы Владимирская с приделами преподобного Александра Свирского и Макария Желтоводского —
строение Никиты Языкова, а в церкви образы и свечи и книги — строение мирское вкладчиков;
на монастыре келья игуменская, в монастыре живут 6 старцев, за монастырем два попа, дьякон, дьячок, двор игуменский животинный, 9 дворов
бобыльских, пашни монастырской 100 четв. в поле, перелогу 60 четвертей, лесу 90 четвертей, сена 200 копён, лесу непашенного на версту в длину и в ширину.
По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича 1623 года с монастырских крестьян никаких податей не берут.
Боярин князь Сицкий дал монастырю в 1622 году пустошь Семенково".
В переписных книгах 1646 года показаны в Бутылицком монастыре те-же церкви, что и в 1629 — 30 годах, только относительно церкви Николая Чудотворца прибавлено, что она построена Государем Царем Иваном Васильевичем Грозным.
Эта монастырская церковь в тоже время была и приходской; для прихода был особый белый священник.
Приход, по окладным книгам 1676 года, состоял из подмонастырской слободки, в которой было 24 двора крестьянских (в настоящее время в селе Бутылицы 218 дворов), и деревень:
Вичкино, Кошкино, Кузьмино, в ней был двор помещиков, где жил приказчик и 11 дворов крестьянских (ныне здесь 119 дворов) и Максимово, в ней был двор помещиков и 15 дворов крестьянских (ныне здесь 190 дворов).
В пользу приходского причта имелось пахатной земли по 6 четверти в поле и сенных покосов на 30 копен.
В 1682 году Бутылицкая пустынь была приписана к Воскреcенскому, Новый Иерусалим именуемому монастырю; в это время по указу царя Федора Алексеевича произведена была подробная опись монастыря.
"В монастыре," говорится в описи, "церковь Николая Чудотворца о пяти главах, царские двери ветхи — писаны на красках, по правую сторону образ Святого Николая Чудотворца Явленного,
оклад серебряный позолочен басмяный, венец чеканный, а в нём вставлены в гнезда большие цветные камни, ..." и т.д и т.п.
...В трапезе образ Николая Чудотворца Можайского с житием и чудесами.
Паперть на выпусках высокая с трех сторон, круг церкви два схода с лестницы и рундуки.
Церковь неосвящённая новая деревянная во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской об одной главе, глава деревянная чешуйчатая, на взрубе, в церкви образов нет.
Царские двери новые на красках... Клиросы сосновые собраны досками, перед алтарем две ступени.
Против церкви трапеза новая для братского обеда, меж церкви и трапезы сени, а от сеней крыльцо и лестница, рундук и перила — всё крыто досками.
Церковь ветхая с трапезой развалилась.
Ворота святые деревянные, рублены на каменное дело, на воротах колокольня рублена восьмериком, глава чешуйчатая, на колокольне 6 колоколов.
А к приходу приделан рундук с перилами и перегорожен надвое, над ним покрышка зубчатая, глава чешуйчатая...
Ограда круг монастыря забором.
Строитель в монастыре Тихон, белый поп Симеон, 2 старца крылошанина, двор дьячков.
На скотном и конюшенном дворе работники, а повара и хлебники бывают из крестьян погодно.
Казённой кельи нет.
Келья строительская чёрная, в ней казенной рухляди: образ Пресвятой Богородицы на золоте,.., полпуда соли, 13 холстин целых, два
гужа сыромятных, 2 голицы... 10 овчин (далее описываются до мелочи всё, бывшее в келье )...
Три кельи братских да хлебная, в ней печь глиняная, заслон деревянный...
Три житницы, погреб с напогребицей.
Двор конюшенный, на нём 12 лошадей; на скотном дворе 7 коров дойных, 20 овец, 17 свиней, 3
гуся, 3 утки. Огород, на усадьбе сеется конопля...
Два овина.
Подле монастыря деревня Бутылицы, в ней 27 дворов крестьянских и бобыльских; да пустоши Семенковой 1 двор крестьянский.
В 1764 году с упразднением монастыря церкви монастырские обращены в приходские.
Эти деревянные церкви существовали до 1835 года, когда вместо них был устроен каменный храм с такой же колокольней.
Престолов в этом храме устроено было три: главный во имя Святого Николая Чудотворца, в трапезе во имя святого пророка Илии и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1869 году трапеза была расширена.
В 1889 году во время страшного пожара, истребившего село Бутылицы, пострадала и церковь.
В трапезе остались только одни стены, с колокольни упал колокол; святые антиминсы, дарохранительницы, напрестольные кресты и Евангелие были спасены от огня,
но ризница, древние иконы, многие книги и документы сгорели...
После пожара церковь и колокольня были возобновлены в 1890 — 1892 годах.
В трапезе престолы освящены в тоже наименование.
Утварью ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь в настоящее время снабжена достаточно.
Из святых икон особенно чтима прихожанами древняя икона Святителя Николая Чудотворца.
Приход состоит из села Бутылицы, сельца Кузьмино и деревень: Вичкино, Ново-Николаевская, Максимово, Дубровка,
Добрятино и Кошкино, в коих по клировым ведомостям числится 2512 мужчин и 2595 женщин.
Добронравов, Березин. т.4, 1897
"Бутылицкая Николаевская пустынь, в Меленковском уеезде, в селе Бутылицах, упоминается в 1574 г.
В 1764 обращена в приходскую церковь. Игумены: Авраамий (1629), Варсонофий (май 1659), Порфирий (март 1664), Иаков (1672)."
Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви.
Составил из достоверных источников Павел Строев, ординарный
академик Императорской С.-Петербургской Академии наук, член
Археографической комиссии и разных других ученых обществ. Издание
Археографической комиссии. С.-Пб., тип. В.С.Балашева.
Екатерининский канал, между Вознесенским и Мариинским мостами,
д. № 90-1, - 1877. Стр. 716.)
Бутылицы и Максимово
«В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань.
13 июля подошел к реке Ушне.
В войске его был воевода Бутылин (Бутылица), разбивший здесь войско татар.
Здесь поставили крест и написали: "Здесь был воевода Бутылица".
По возвращении в Москву Грозный переселил на берег Ушны, где он проходил и в 6-ти верстах юго-западнее этого места, новгородцев (легенда о новгородцах не подтверждается), основав с. Бутылицы на берегу Ушны и д. Максимове.
Бутылицкие крестьяне занимались изготовлением бутылок и поставляли их ко Двору.
В селе был склад бутылок.
В честь Бутылина, а также по промыслу крестьян, государь назвал село Бутылицы.
После этого в Бутылицах явился чудотворный образ Николая Угодника (оплечный), по другому преданию он явился в Максимове, но бутылицкие крестьяне перенесли его к себе, объявив, что он явился у них.
Эту версию выдвигают максимовские крестьяне.
На месте обретения образа в Бутылицах Иван Грозный основал Никольский Муромский мужской монастырь, что в Бутылицах или Николо-Бутылицкую мужскую пустынь.
Монастырь впервые упоминается в 1566 году.
После подавления бунта Стеньки Разина в 1671 году на покаяние сюда была сослана группа бунтовщиков, образовавших слободку на противоположном берегу Ушны.
Они оказали плохое влияние на местных крестьян.
Народ здесь плохой.
Слобода сгорела в 1889 году и жители переселились в село.
До революции кладбище было у церкви.
Крест на колокольне и купол были зеркальные.
После революции церковь закрыли, а чудотворный образ пропал.
Был он большой.»
Записано в Муроме от художника Михаила Константиновича Левина, максимовского крестьянина, 62 лет, 4 апреля 1980 года.
По материалам сайта Муромского музея по состоянию на октябрь 2005.
|