Встреча искусствоведов и участников сайта sobory.ru на Георгиевском соборе
Юрьев-Польский
Научные исследования белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси
Общий вид Георгиевского собора - фотография
Общий вид Георгиевского собора - фотография.
На главную
География на сайте a33.ru
Владимирская область
Юрьев-Польский район
Юрьев-Польский

© фото 2007

План Георгиевского собора
План Георгиевского собора.
Участники встречи в музеефицированном интерьере собора
Участники встречи в музеефицированном интерьере собора.
Профессор Сергей Заграевский
Профессор Сергей Заграевский.
Татьяна Тимофеева, Сергей Заграевский и Магдалина Гладкая
Татьяна Тимофеева, Сергей Заграевский и Магдалина Гладкая.
Магдалина Гладкая, кандидат искусствоведения, один из авторов паспорта памятника архитектуры Георгиевский собор в Юрьев-Польском и Сергей Заграевский
Магдалина Гладкая, кандидат искусствоведения, один из авторов паспорта памятника архитектуры Георгиевский собор в Юрьев-Польском и Сергей Заграевский.
Татьяна Тимофеева, научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, автор монографий о белокаменном зодчестве и Сергей Заграевский
Татьяна Тимофеева, научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, автор монографий о белокаменном зодчестве и Сергей Заграевский.
Сергей Заграевский объясняет основные идеи своей работы Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора сотруднице музея
Сергей Заграевский объясняет основные идеи своей работы Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора сотруднице музея.
Росписи интерьеров Георгиевского собора, выполненные в 1825 году
Росписи интерьеров Георгиевского собора, выполненные в 1825 году.
Общий вид собора Георгия Победоносца в Юрьев-Польском до установки древянного забора на нужды музея
Общий вид собора Георгия Победоносца в Юрьев-Польском до установки древянного забора на нужды музея.

Сообщение на форуме сайта sobory.ru:
11 августа 2007 года, в субботу, в России, во Владимирской области, в г. Юрьев-Польский, в его центре (ул. 1 Мая) в 10-00 утра возле Георгиевского собора, памятника белокаменной архитектуры XII века, внесённого в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, свободно, по собственному желанию, в порядке частной инициативы, за свой счет и на своих транспортных средствах, собирается группа соавторов Каталога Православной архитектуры sobory.ru и сочувствующих процессу, для очного знакомства, ознакомлением с жемчужиной белокаменной архитектуры и обсуждения статьи, посвященной этому уникальному сооружению.

На встречу ожидаются прибытием
- С.В. Заграевский, профессор архитектуры, Москва
- М.С. Гладкая, кандидат искусствоведения, реставратор, специалист по белому камню, автор монографий и книг, контент-менеджер Свода Памятников истории и архитектуры Владимирской области, Владимир
- Т.П. Тимофеева, научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, автор книг и многочисленных статей по истории и архитектуре
- О.О. Щёлоков, инженер-реставратор, фотограф любитель, Владимир
- Павел Егорихин, разработчик концепции и владелец крупнейшего православного открытого интернет-проекта в рунете, Народного Каталога Православной архитектуры sobory.ru, Москва


Впервые, сугубо применительно к Георгиевскому собору озвучилась идея восстановить его первоначальный облик с помощью компьютерной сборки по камням, которые древний подрядчик-ремонтник Ермолин ставил приблизительно. Каждый камень в соборе индивидуален по форме, размерам и по рисунку. Место для следующего камня зачастую подтёсывалось на предыдущем, орнаменты и сюжеты повсеместно переплетены. Если перевести все изображения на камнях в векторную графическую форму и поручить компьютеру найти все рядом стоящие камни, ныне разбросанные и по фасадам, и вне их пределов, то есть вероятность построить некоторые законченные архитектурные решения, которые могут стать отправной базой для воссоздания всего облика сооружения.

Задача кажется весьма примитивной по сравнению с нынешними системами распознавания образов, речи и текста. Где-то в Англии воссоздали точное изображение живого святилея Николая Угодника по его мощам. А здесь, на соборе, никто компьютерами вообще не занимался и в никаких публикациях об этом нет. В музее даже нет телефакса. Время на соборе остановилось где-то в конце 1960-х гг. с выходом книги Вагнера "Скульптура древней Руси".

Значительным продвижением могли бы послужить точные данные по каждому камню, из какого карьера он добыт. Это очень значимая характеристика, так как кроме трёх измерений каждый камень сразу переходит в четвёртое, в область за пределами осязаемого, он несёт точную временную характеристику своего существования на дневной поверхности. Такая задача пока никем не ставилась а её решение никем не доводилось до стадии законченной реализации. Одно обстоятельство давно и хорошо известно. Известняки сложены из отложений морских организмов, каждый вид которых имеет своё зооморфное название. В разных местах моря были разные организмы, сответственно, теперь в разных карьерах разный материал. Разумеется, случайных камней ввиду колоссальной трудоёмкости их ручной выемки, обработки и транспортировки, на соборе быть не может. Есть и другой подход, например исследование теплопроводности материала. Для каждого камня из разных карьеров она разная. Теоретически достаточно бы подойти к собору, одеть очки ночного видения и пожалуйста - каждый камень точно скажет, откуда он.

Таким образом, в ходе выездной встречи Каталога sobory.ru подтвердилась значимость создания точного цифрового Каталога камней собора св. Георгия в технологиях III тысячелетия. Сегодня каталога камней нет. Нет базы для компьютерной сборки реконструированного образа собора.

Про перспективные завалы исследуемого сооружения тоже известно мало и невнятно. Хрестоматийный приём энтазис, скорее всего, был прекрасно знаком опытному зодчему В.Д. Ермолину. Однако возможны недочёты строительных технологий, такие, как работа "на глазок" малоквалифицированными рабочими при недостаточности денежных средств, наспех. Апсида завалена вовнутрь на полметра по карнизу от цоколя. Барабан центральной главы представляет собою явный конус. Завалы углов четверика первоначальны или имеют более позднюю дату? Мы рассматриваем существующую постройку и пытаемся по ней понять, какой, на самом деле, была та, первоначальная. Ни один из современных реконструкторов на своих чертежах не озаботился существанием энтазиса. На всех современных чертежах предполагаемого облика первоначального собора его стены строго вертикальны. Тем временем, энтанзис с инженерно-строительной точки зрения не так безобиден, как кажется. С одной стороны, завалы (наклоны) стен гасят распоры вышележащих арок. С другой стороны, камни кладки получают внецентренное давление в самых неожиданных сочетаниях, возникают силы поперечного скольжения. На слабых строительных растворах это очень опасно. Результат строительства по наитию, без инженерных расчётов, непредсказуем. Постройка, поднимаясь ряд за рядом вверх, становится всё более и более опасной, неустойчивой, рискованной. Излишние завалы (наклоны) стен, это ещё один гипотетически возможный негативный фактор, способствующий обрушению первоначального собора.

по материалам форума sobory.ru
© 2007

(Сергей Заграевский) - В чем заключалась возможная ошибка Святослава, я думал и думаю. Пока не придумал. А Ваше мнение?

(О.Щ.) -

Ошибка Святослава заключалась в переоценке несущей способности наиболее, по тем временам, прогрессивного материала - белого камня; неправильной установкой связей или полным игнорированием металлических связей. Например, зодчий просто уложил бревна во внутрь стен, и лишь непродолжительное время стены были скреплены, затем древесина сгнила. Кроме того, зодчий не мог предполагать, что эксплуатация столь значимой постройки будет такой халатной или фактически невозможной из-за безлюдья в результате двухсотлетних войн с племенами татаро-монголов.

Итак, белый камень без внутренней горизонтальной перевязки совершенно бессилен перед потерей устойчивости. Стены ползут в стороны, в наклон и развал, появляются вертикальные трещины. Далее, из тела кладки буквально исчезают, оставляя после себя пустоту, деревянные связи. Проходит двести лет и стены начинают держаться лишь на "честном слове", на силах трения камней. Никаких деревянных связей внутри уже нет, они исчезли, превратились в пыль.

Внутри белокаменных стен находится забутка в виде рыхлой пористой субстанции. Этот пористый материал совершенно не добаляет прочности, но если его промочить водой, то давление может легко распереть лицевые слои камней. Вдобавок, за счет веса впитанной порами воды увеличивается вертикальная нагрузка на стены.

Таким образом, любое небрежение при эксплуатации белокаменного сооружения, построенного по древней технологии, практически фатально.

Примеров такой небрежной эксплуатации множество. В Успенской церкви Успенского монастыря в городе Александрове заведующему хозяйством, ключкарю от слова "ключ", приходит в голову гениальная идея набивать подвал снегом на лето и готовить любимые монахами напитки на меду. Для этого сделали деревянный водопровод прямо в подвал церкви (по материалам археологических исследований Виктора Глазова). Естественно, в XVII веке в здании нет канализации, вода остается в подвале. В результате такого техногенного стресса церковь начинает трескаться, проседать, оплывать. Снружи храм опоясывали пристроенные галереи, культурный слой земли прирос до трёх метров. Только это и будет удерживать здание от обрушения в результате любви монахов к холодному квасу.

Ещё один пример. Дмитриевский собор во Владимире недолго простоял при большевиках без ремонта кровель, лишь лет двадцать. И рухнул бы из-за катастрофического нарастания трещин к концу 1930-х годов. Архитектору Александру Столетову каким-то нечеловеческим усилием воли удалось осуществить ремонт. Он получит от властей в своё распоряжение сварочный аппарат, стальную арматуру, инъектор для нагнетания раствора, двух рабочих, в тот самый момент, когда немцы подойдут к Москве во время войны в 1941 году.

Вернёмся к нашему храму и представим изумление князя Святослава, если бы он знал, как сойдутся обстоятельства и что произойдёт с его высоким, стройным, амбициозным проектом спустя какое-то время. Вероятнее всего, внешним и основным фактором гибели сооружения стали плохие кровли. Деревянные кровли, общепринятые в средние века, очень недолговечный материал, слабое место. Если некому за ними следить и менять их в результате войн, отсутствия персонала, денег на ремонт, здание церкви обречено на быстрое и интенсивное разрушение дождями и снегом. Вода в белокаменной кладке недопустима. Когда вода начинает попадать во внутрь стен, такие стены долго стоять не могут.

Я лично полагаю, кровли собора были самые примитивные, деревянные. Не было никаких кокошников и даже красивого лемеха. Уклон кровель небольшой. Зимой лежал снег, весной наледь, дождь легко проникал между досок. Они стали протекать и никто их не ремонтировал 50-70 лет, не до того было. Вода всё больше проникала в пористую сердцевину белокаменной кладки, пропитывала стены целиком до фундамента. Вода замерзала, расширяясь, раздвигала и выпирала каменные блоки, делала кладку подвижной, немонолитной. Силы сцепления камней с раствором стали равны нулю. Даже если покрытие собора было дорогим, из меди или свинца, то всё это вполне могли сорвать захватчики в качестве военного трофея. После раскрытия кровель собор стоял голым и ничем не покрытым неизвестно сколько времени.

Георгиевский собор, выглядевший внешне высоким, прочным, надёжным, скорее всего, упал от сочетания крайне неблагоприятных техногенных факторов. Произошла потеря устойчивости внутренних поддерживающих своды столпов. Обрушение было мгновенным. И не просто произошло обрушение отдельно взятой главы, как это предполагается в обсуждаемой статье Сергея Заграевского, а всех верхних конструкций главы одновременно. Кованый крест, деревянная глава и белокаменный барабан одновременно повалили за собой всё, что можно, разваливая внешний периметр, опрокидывая стены наружу со страшной силой. Толчком, источником аварийной внецентренной нагрузки вполне могла послужить наледь, тяжёлый промокший снег с одной стороны кровель весной того года, когда это случилось. Есть другой вариант. Достаточно ослабить один четырёх внутренних столпов и система станет неустойчивой, всё рухнет. Мы можем предполагать: неумелый ремонт, попытка пристроить что-либо снаружи, например колокольню, попытка вырыть подвал и закопать ценности. Нельзя и этого исключать. Равно, как и забывать об ударах молний и пожарах. Вариант механического воздействия: упавший от молнии кованый крест весом в 200 килограмм на перекрытие, это не подарок, его врядли что удержит. Причин обрушения может быть множество - строитель князь Святослав не виноват. То, что он построил, было одной из вершин стоительного искусства его времени.

Ранее упоминалось о значении деревянных связей. В геграфической местности Ополье, центр которой город Юрьев-Польский, дерево дуб весьма редкий строительный материал. В условиях дефицита, когда связи были не дубовыми, а сосновыми, их долговечность минимальна. При утрате связей стены теряют очень многое в прочности. Существование изначально не деревянных, а железных связей маловероятно, так как те железные связи, которые есть сейчас, позднего происхождения. Они появились уже при ремонтах XVIII-XIX веков. Таким образом, предположение о саморазрушении необходимых деревянных связей - одна из гипотез значительного ослабления первоначальных стен.

Представление о слабой собственной устойчивости каменных стен легко получить без инженерных расчетов, если измерить по вертикальному геометрическому разрезу соотношение высоты стены к её толщине. Сразу становится понятным, насколько ранимы белокаменные стены и внутренние столпы, которые поддерживают своды перекрытия. Поражаешься, вынимая для исследования древние камни из родной кладки и держа их в руках. Они узкие по ширине. Узкие камни позволяют одному каменщику взять их руками, донести до места уклади и поставить в дело. Да, это удобно и технологично, когда камень без специальных механизмов укладывается на камень. Именно ширина камня определяет устойчивость стены, поскольку древние стены выкладывали в один ряд. При такой кладке получается тонкая скорлупа изнутри здания выстотой до 10 метров. Такая же, чуть толще, с красивыми рельефами, снаружи. И вот, представим, две таких скорлупы стоят независимо друг от друга, между ними фактически строительный мусор, политый слоями извести. Почему мусор? Мусор в средневековье никогда не вывозился со стройплощадки, слишком дорого. Всё засыпали в кладку стен. Такая технолония устройства стены, состоящей из трёх вертикальных слоёв, существовала очень долго. Теперь мы можем сказать - это характерный и отличительный признак белокаменной кладки, то есть кладки из обработанного в каменоломнях природного известняка плотных пород. Стены из штучного материала стали тщительно перевязывать и горизонтально армировать значительно позднее.

Если несмотря архаичную технологию без горизонтальной перевязки кладки старинная постройка сохранилась спустя столетия, это вызывает только восхищение. Их сохранилось совсем немного.

по материалам форума sobory.ru с авторской правкой и уточнениями
© 2007-2014

Карта Юрьев-Польского, собор Георгия Победоносца, XV век
Объекты на народных Яндекс-картах созданы при участии a33.ru