шапка

Фасады Георгиевского собора
Юрьев-Польский

На главную

Владимирская область

Юрьев-Польский
Юрьев-Польский

Фасады
Фасады

Восточный фасад Георгиевского собора - фотография
Восточный фасад Георгиевского собора - фотография.

Георгиевский собор белокаменный, одночастный, одноглавый, квадратный в плане, четырехстолпный, трёхнефный, трёхапсидный. Имеет три притвора у трёх портальных входов северного, южного и западного фасадов. Световой барабан массивный, кровля современная медная, четырехскатная, луковая глава приземистая. Притворы - невысокие квадратные в плане помещения с коробовыми сводами и позакомарным покрытием. Апсиды перекрыты конхой. Цилиндрический барабан с купольным сводом поставлен на средокрестие нефов.

Наверх    история    Вниз на один пункт    Вниз

Кованый крест собора отреставрирован и позолочен заново в 1980-х годах
Кованый крест собора отреставрирован и позолочен заново в 1980-х годах. Молниеприёмник не предусмотрен.

План Георгиевского собора
План Георгиевского собора.

Северный фасад Георгиевского собора в Юрьев-Польском, общий вид

Северный фасад Георгиевского собора в Юрьев-Польском, общий вид.

Северный притвор, общий вид

Северный притвор, общий вид.

Белокаменное килевидное завершение северного притвора

Белокаменное килевидное завершение северного притвора.

Внутреннее пространство дробное, небольшое. В нижней части дробится столбами и притворами, в верхней - арками и коробовыми сводами. Начиная от низких притворов, пространство ступенчато поднимается, стекаясь к куполу.
Георгиевский собор относится к типу крестово-купольных храмов. Внешне храм выглядит приземистым. Расположен в южной части древнего города, вблизи монастыря и вблизи земляных валов.

Свод памятников


История Георгиевского собора в Юрьев-Польском кратко описана известным археологом и специалистом по древнерусской архитектуре, уроженцем г. Владимира Николаем Николаевичем Ворониным в одной из его книг:

"В новопостроенной Юрием Долгоруким крепости была сооружена в 1152 году белокаменная церковь Георгия. Судя по тому, что известные нам храмы этой поры — Георгия во Владимире, Бориса и Глеба в Кидекше, Спаса в Переславле-Залесском — довольно единообразны по своему типу, можно не сомневаться, что и первоначальная церковь Георгия в Юрьеве была таким же небольшим четырехстолпным одноглавым храмом — очень простым и суровым по внешнему облику.

Но Георгиевский собор повторил историю суздальского собора Мономаха. Сын Всеволода III Святослав, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 году постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 году была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV столетия. Строители первого каменного храма Москвы — Успенского собора 1326 года — взяли за образец его композиции Георгиевский собор в Юрьеве.

Но и с этим зданием, так же как с Суздальским собором, произошла катастрофа — в шестидесятых годах XV века оно обрушилось. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы, в Юрьев в 1471 году был послан известный московский строитель В.Д. Ермолин. Он уже имел опыт в реставрации древних построек: как мы помним, тремя годами раньше, в 1469 году, он посылался во Владимир для обновления церквей Воздвижения «на торгу» и на Золотых воротах. Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде». Далее мы увидим, что это было далеко не так. В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В XVII веке над его западным притвором появилась шатровая колокольня, которую в 1781 году сменила новая большая с западной стороны собора, а храм был покрыт на четыре ската. В 1809—1827 годах его закрывают с севера и юга новая ризница и теплый придел. Все это приносило новые разрушения и искажения древнего памятника. Только в наше время были снесены уродовавшие его обстройки, и мы теперь можем видеть целиком это интереснейшее здание."

Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., «Искусство», 1967. - 3-е изд.

Наверх    Вверх на 1 пункт    Бакун    Вниз на один пункт    Вниз

Образ святого Георгия Победоносца в белом камне. Георгий без коня, с посохом и щитом. Раннее средневековье

Образ святого Георгия Победоносца в белом камне. Георгий без коня, с посохом и щитом.
Раннее средневековье.

Резные подкарнизные арочки апсид

Резные подкарнизные арочки апсид.

Завершение пилястры, ниже следы кровель разобранной пристройки

Завершение пилястры, ниже следы кровель разобранной пристройки.

Фрагмент северного фасада

Фрагмент северного фасада.

Помимо того, что известен заказчик строительства - князь Святослав, известен один из исполнителей белокаменной резьбы - мастер по имени Бакун.

Всего в храме насчитывается 450 рельефов.
Исследователи выделяют изображения следующих типов:
Благословляющий Христос
Вознесение Александра Македонского
Пятифигурные деисусы
Святые
Святители (святые в чине не ниже епископа)
Святославов крест (внутри собора)
Юношеские головы
Мужские и женские лица
Архангелы
Херувимы
Серафимы
Львиные и человеческие маски
Львы
Геральдические звери кошачьей породы
Слон
Грифоны
Грифозмеи
Драконы
Сирины (птицы)
Птицы
Человеческие фигуры 290 штук, полуфигуры, головы
Растительный орнамент.

Резной убор Георгиевского собора выдающееся творение белокаменной Руси.
Свод памятников

Наверх    Вверх на 1 пункт    штурмовщина    Вниз на один пункт    Вниз

Северный фасад имеет вертикальное членение выступающими лопатками и горизонтальное, полосой фигур святых

Северный фасад имеет вертикальное членение выступающими лопатками и горизонтальное, полосой фигур святых.

Белокаменная резьба фасадов Георгиевского собора в Юрьев-Польском включена в список охраняемого наследия ЮНЕСКО

Белокаменная резьба фасадов Георгиевского собора в Юрьев-Польском включена в список охраняемого наследия ЮНЕСКО.

Резная белокаменная пята арки северного портала

Резная белокаменная пята арки северного портала.

Парящие архангелы одеты в тёплую одежду, поскольку на небе холодно. Нижняя часть этой одежды, в ногах, таким образом развевается при полёте

Парящие архангелы одеты в тёплую одежду, поскольку на небе холодно. Нижняя часть этой одежды, в ногах, таким образом развевается при полёте.

Пока собор в середине XV века находился в руинах, местные жители разнесли по домам часть материала. На пороги, на фундаменты, да и просто по-хозяйству, квасить капусту придавливанием камнями крышек бочек. Поэтому, часть блоков, если хорошенько порыть, до сих пор находится в частном владении. Ещё часть резных блоков, которым не смогли определить место при кладке, была, на всякий случай, от греха подальше, в своё время сложена наверху, под кровли. Впоследствии, к середине XIX века, от ненужных перегрузок запасным материалом собор вновь стал разваливаться и был обстроен со всех сторон. При очередном ремонте не уложенные в дело резные блоки были музеефицированы и в настоящее время находятся на хранении внутри собора.


По мнению кандидата искусствоведения Магдалины Гладкой, скорее всего, В.Д. Ермолину указали нереальный срок для восстановления собора и не дали денег. Как результат, несуразные пропорции собора по высоте и перепутанные блоки, значительные утраты, "штурмовщина", "план по объёму любой ценой". Иными словами, выражаясь современным языком, послали зодчего в командировку приказным порядком, без согласования сметы, без проекта, без рабочих. Зодчий, даже при желании, физически бы не смог собрать необходимое количество специалистов, на поиски и сбор которых, при тех дорогах и коммуникациях, ушёл бы не один год. Ермолин сам не мог видеть предыдущего собора и не имел никаких чертежей или изображений его внешнего вида. Современные оценки увеличивают до 60-70 лет промежуток между обрушением собора и его восстановлением. К сожалению нет никаких данных, что же послужило действительной причиной обрушения. В таких случаях принято выделять: ошибки строительства, скрытые дефекты материала, ошибки эксплуатации, техногенные и природные факторы, вандализм, которые могут влиять вместе и по-отдельности, в любых пропорциях. Скорее всего, у Ермолина, так-же как и у нас, не было никаких документированных сведений на этот счет.

Наверх    Вверх на 1 пункт    детали    Вниз

Лев вырезанный в белом камне, типичное изображение в фасадных декорациях XIII века Владимиро-суздальского белокаменного зодчества

Лев вырезанный в белом камне, типичное изображение в фасадных декорациях XIII века Владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

Образы тридцати пяти святых в кладке южного фасада Георгиевского собора перемежаются с зооморфными мотивами

Образы тридцати пяти святых в кладке южного фасада Георгиевского собора перемежаются с зооморфными мотивами.

Фрагмент резьбы по белому камню в арке входного портала

Фрагмент резьбы по белому камню в арке входного портала.

Собор утром, на заре солнца Собор утром, на заре солнца.

Георгиевский собор в 1960-е годы
Георгиевский собор в 1960-е годы.
Свод памятников

Кладка притвора до реставрации. Хорошо видны кирпичи, заменители белого камня, которыми пользовался Ермолин, когда не хватало первоначальных белокаменных блоков для повторной сборки
Кладка притвора до реставрации. Хорошо видны кирпичи, заменители белого камня, которыми пользовался Ермолин, когда не хватало первоначальных белокаменных блоков для повторной сборки.

Георгиевский собор в 1950-е годы
Георгиевский собор в 1950-е годы.
Свод памятников

карта расположения Георгиевского собора на плане города Юрьев-Польского

некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru

Яндекс.Метрика

Вверх на 1 пункт

Наверх

Все права защищены © Олег Щёлоков
Страница частично адаптирована к мобильным устройствам
Web Master: Oleg ShCholokov