Карта Менде 1865-1885гг. сёл Новопокровское (Пенье), Перемилово, Старниково, Нестерово, Чернокулово, деревни Матвеевка и хутора Хреновские дворики
Пенье находится от уездного города в 37-ми верстах,
от губернского в 95-ти верстах, при пруде. Название села
местные старожилы производят от слова "пень", так как
на месте, где основано село, в старину был большой лес.
В 1532 году, как видно из книг патриаршего приказа
половины 17 столетия, Пенье было деревней и принадлежало Дмитрию Ласкарёву.
Когда основана в Пенье церковь, неизвестно; но в половине 18 столетия она уже существовалала
(Историческое собрание о граде Суздале Анания Фёдорова, стр. 86).
В настоящее время в селе существует каменная церковь, с каменной же колокольней, построена в 1823 году тщанием
прихожан, вместо бывшей деревянной Покровской церкви, которая за ветхостью была упраздена.
В церкви четыре престола: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя
священномученика Харламия и в честь святых сорока мучеников Севастийских, в тёплой трапезе в честь Вознесения
Господня (устроен и освящён в 1873 году).
Из церковной утвари и богослужебных книг в церкви заслуживают особое внимание по своей древности:
серебропозлащённый напрестольный крест 1781 года; три евангелия: одно печати 1668 года, другое 1763 г. и третье 1800 г.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 года и исповедные росписи с 1828 года.
Опись церковного имущества состалвена в 1895 году, хранится в церкви.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход состоит из одного села Пенье, в котором числится 61 двор, мужчин 242, женщин 262.
В селе имеется школа грамоты и помещается в доме священника.
Березин-Добронравов ч.3
При большевиках Покровская церковь в Пенье была уничтожена.
СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в с. Пенье Юрьевского района Александровского округа.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание постановление общего собрания граждан с. Пенье и
ходатайства последних, выраженные в подписных листах о закрытии церкви с целью передачи ее
под избу-читальню - договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и
передать ее здание РИКу для использования под культурно-просветительные нужды.
Предложить Александровскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления
группе верующих и к изъятию у нее церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г.
«О религиозных объединениях».
Из Протокола заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года.
§ 59.Утвержден на заседании Президиума № 29 от 05 марта 1930 г. § 31.
Государственный архив Ивановской области Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 38.
О закрытии церкви в с. Пенье
В конце 1929 – начале 1930 г. на территории Александровского округа,
в который входил и Юрьев-Польский район, массово закрывали храмы.
Как вспоминали в 1935 г. верующие с. Пенье Юрьев-Польского района,
«в 1929 г. была церковь разкулачена».
Церковь была каменная, 1846(?) года постройки.
5 марта президиум Ивановского облисполкома постановил:
«Принимая во внимание постановление общего собрания граждан с. Пенье и ходатайства последних,
выраженные в подписных листах о закрытии церкви с целью передачи ее под избу-читальню –
договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать ее здание
РИКу для использования под культурно-просветительные нужды».
Верующие Александровского округа массово писали жалобы на происходящее в вышестоящие инстанции,
и ВЦИК заинтересовался положением дел в округе.
В результате очень многие закрытия были отменены, причем не только те,
что были произведены органами власти, не имевшими на то прав (правлениями колхозов,
сельсоветами, райисполкомами), но и имевшим на то право Ивановским облисполкомом.
В их числе был и храм с. Пенье, который 13 апреля 1930 г. ВЦИК вернул верующим.
Прихожане постепенно обзавелись необходимыми для богослужения вещами – жизнь стала налаживаться.
Но продолжалась спокойная жизнь сравнительно недолго.
28 ноября 1934 г. состоялось общее собрание колхоза «Заря свободы» (118 человек).
На нем докладчик Щеников рассказывал, что советский народ сверг власть капитала в 1917 г.
и сейчас ведет борьбу со всеми кулацкими элементами, которые стоят по пути и мешают строить
социалистическое общество, а поэтому не надо стоять в стороне – надо закрыть церковь.
Собравшиеся поддержали идею и постановили закрыть церковь под культурный очаг,
чтобы к 8 Марта открыть в нем клуб.
Под решением подписалось 156 человек.
К 25 февраля 1935 г. подписавшихся было уже 178; причем к сбору подписей сельсовет
подошел строго – особо отмечалось, что они принадлежали лицам «от 18 до престарелости».
Приход состоял из 1 села, в котором было 63 хозяйства; все входили в колхоз.
27 февраля была составлена смета, предполагавшая установку сцены, окраску и вставку стекол;
все работы оценивались в 145 рублей.
Их предполагалось произвести силами колхоза за счет субботников.
Отмечалось, что «помещение вполне соответствует для клуба и не потребует больших расходов».
К сожалению, в смете ничего не говорится о предполагаемых демонтажных работах.
Необходимость же вставки стекол вызвана тем, что их незадолго до этого повыбивали местные
«активисты» (вставлены были в ноябре верующими).
На следующий день Юрьев-Польский райисполком утвердил ходатайство «группы верующих»
«о закрытии церкви для использования под культурное учреждение – клуб» и отправил дело
в облисполком на утверждение.
7 марта 1935 г. президиум Ивановского облисполкома постановил: «Принимая во внимание,
что граждане с. Пенья на общем собрании высказались и подписались в количестве 178 человек,
составляющее преобладающее большинство населения, за закрытие этой церкви и ходатайствуют о
передаче ее здания под клуб колхозу «Заря свободы» с переоборудованием за счет последнего,
что в расстоянии 4 км в с. Нестерове находится другая действующая церковь, в которой верующие
с. Пенья вполне могут удовлетворять свои религиозные нужды, – договор с общиной верующих на
пользование церковью в селе Пенье расторгнуть и церковь эту, как молитвенное здание,
ликвидировать, передав его райисполкому для использования под колхозный клуб».
Закрытие было проведено с использованием минимального набора условий для этого:
ходатайство населения и наличие поблизости другого храма.
По закону верующие в течение 2 недель после объявления им постановления могли его опротестовать.
Но, не дожидаясь наступления положенного срока и, возможно, не проинформировав верующих
о самом факте вынесения постановления, 17 марта председатель колхоза Минаев и избач Кузьмичев,
не предъявляя соответствующего решения, потребовали у М.И. Рожковой ключи от храма.
Не получив их, «сломали замок у церкви и всё там разгромили, иконы перекололи,
а вещи дели неизвестно куда, а верующих теперь даже в церковь не пускают».
Верующие об этом сразу же написали жалобу во ВЦИК.
В жалобе, оформленной по всем правилам, они указывали, что их 150 человек, все налоги уплачены.
Предвосхищая возможные обвинения в ненадлежащем содержании храма, пишут:
«В ноябре месяце вставили стекла на средства, собранные с верующих, которые стоили 200 рублей,
а теперь все выбили».
25 марта ВЦИК потребовал у облисполкома разобраться с нарушениями, указанными в жалобе:
самовольным закрытием храма и изъятием культовых предметов.
Т.к. ответ не был получен, 20 мая того же года ВЦИК потребовал ускорить рассмотрение дела.
25 мая облисполком выслал всю переписку по делу о закрытии храма.
4 августа 1935 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение
по храму: "Церковь закрыта постановлением Ивановского облисполкома от 7/03. – 35 г.
ввиду ходатайства большинства населения и передаче колхозу под клуб.
На расстоянии 4 км другая действующая церковь.Церковный совет, жалуясь на действия местных властей просит оставить церковь за верующими.
Полагаю: церковь закрыть и передать для переоборудования под колхозный клуб".
Возможно, ВЦИК так легко согласился ликвидировать церковь из-за того,
что на основании жалобы верующих не исключал самовольное закрытие храма сельсоветом,
а получив дело о ликвидации, убедился, что решение о закрытии вынесено облисполкомом;
при этом формально верующие не опротестовывали постановление облисполкома.
Примечательно также, что ВЦИК не требует привлечь к ответственности лиц,
приступивших к ликвидации храма до окончания двухнедельного срока,
в течение которого верующие могли опротестовать постановление облисполкома о ликвидации.
Андрей Ершов
Сегодня в Пенье нет церкви.
На её месте поросший деревьями холмик, из которого местами торчат старые погнутые кованые связи из кирпичной кладки.
|