История села Нестерово и церкви Воскресения Христова
Нестерово расположено при речке Шошке (прим.: совр. р. Шоса) и находится
от уездного города в 27-ми верстах и от губернского в 90
верстах. Село было государевым дворцовым имением, как видно
из книг патриаршего казенного приказа 1646 года.
Первые исторические сведения от Нестеровской церкви
находим в окладных книгах патриаршего казенного приказа,
в которых под 1628 годом она записана так: "церковь
Воскресенье Христово в дворцовом селе Нестерове дани
девятнадцать алтын пять денег деятильничья гривна; а по
новому дозору 1654 года положено дани рубль 2 алтына
с деньгою, заезда гривна".
В 1635 году при Воскресенской
церкви состоял поп Фёдор, которому по его челобитной,
дана была "на оброк церковная земля, что была церковь
Успение Пречистой Богородицы в селе Старникове, а оброку
с тое земли" положено было "платить данью вместе по гривне".
Воскресенская церковь до 1823 года зданием была деревянная.
В 1823 году, вместо деревянной церкви, прихожане
построили каменную церковь с такой же колокольней, которая
существует в селе до настоящего времени (прим: до 1896г. ). Престолов в ней
три: в холодной в честь Воскресения Христова и придельный
во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в
теплой трапезе в честь Тихвинской иконы Божией Матери (устроен
и освящён в 1865 году).
В церковной библиотеке сохраняются старинные книги: Евангелие, украшенное серебром и золотом, печати 1703 года;
Октоих с надписью: "сия книга глаголемая Октоих 8 гласов
Юрьевского уезда Польского Великого Государя дворцового села
Нестерова церкви Воскресения Христова куплена на церковные
деньги соборные 7197 (1689) года марта в 4 день"; Триод постная, с надписью: "сия книга глаголемая Триод постная Юрьевского
уезда Польского Великого Гусударя дворцового села Симы
приселка Нестерова церкви Воскресения Христова, а приложил сию
книгу Царствующего града Москвы отставной солдат... Тимофей
Федотов лета 7199 (1691) сентября в 1 день, а подписал сию книгу
Воскресенский поп Михаил".
К церкви приписаны приходы: село Радованья и село Чернокулово.
Причта положено: священник и псаломщик. Дома причт имел
собственные на церковной земле.
В селе Нестерове 93 двора, мужчин 301, женщин 359.
С 1880 года в селе существует церковно-приходская школа
и имеет собственное помещение, построенное на частные
средства. Березин-Добронравов ч.3
При большевиках Воскресенская церковь в Нестерове была уничтожена.
СЛУШАЛИ: О ликвидации церквей в селах Перенило (совр. Перемилово), Старниково и Нестерово Юрьев-Польского района Александровского округа. 19/152.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что граждане указанных селений на своих общих собраниях вынесли постановления о
закрытии находящихся в этих селениях церквей с целью использования их на определенные культурно-просветительные и хозяйственные надобности
- договора с группами верующих на пользование указанными церквами расторгнуть и передать последние Нестеровскому сельсовету
для использования в соответствии с желанием населения.
Из Протокола заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года.
§ 59. Утвержден на заседании Президиума № 29 от 05 марта 1930 г. § 31.
Государственный архив Ивановской области Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 39 а.
О закрытии церкви в с. Нестерово
В 1936 г. население с. Нестерово Юрьев-Польского района решило построить у себя клуб.
Для этих целей был получен кредит в размере 10000 рублей с рассрочкой на 3 года.
Но в начале 1936 г. сельсовет решил, что если использовать под клуб здание храма, то этим можно сэкономить имеющиеся средства.
7 апреля (возможно, это мероприятие приурочили к празднику Благовещения) на общем собрании колхозников после обсуждения хозяйственных вопросов председатель сельсовета Крюков перед 230 присутствующими стал читать антирелигиозный доклад, сводившийся к тому, что Церковь и религия нужны буржуям и что попы выдавали передовой рабочий класс и крестьянство, а поэтому церковь с. Нестерово надо закрыть. Его речь дополнил школьный работник К.С. Кривов разъяснениями причин возникновения грома и молнии. Уже изначально на собрании были далеко не все члены церковной двадцатки, когда же началась антирелигиозная лекция, то и они вместе со всеми верующими демонстративно покинули собрание. Это только облегчило оставшимся проведение вопроса о закрытии храма, причем от имени всего собрания. Сразу после антирелигиозной лекции Крюкова и Кривова в зале раздались крики в поддержку закрытия. Лишь о цели использования здания были разногласия: если некто А.Е. Ефимов утверждал о необходимости использовать здание под культурный очаг, то некто В.С. Мокеичев предлагал использовать его под школу.
За закрытие храма все проголосовали единогласно, голосов против не было, «постановили церковь переделать под культурные цели, как-то:
под клуб и т.д. и просить РИК утвердить решение».
19 мая 1936 г. вопрос о закрытии храма подняли на заседании президиума Юрьев-Польского райисполкома,
где постановили удовлетворить ходатайство жителей с. Нестерово, т.к. за закрытие проголосовало 75% жителей села,
а действующий храм есть в с. Старниково, расположенном на расстоянии 1,5 км от Нестерова,
и просить облисполком об утверждении данного постановления.
Но 15 мая и верующие написали в облисполком письмо, в котором просили оставить им церковь,
т.к. в селе и окрестных селениях 140 домов верующих (1000 верующих),
все налоги уплачены, служитель культа имеется, закрытие храма – «это нападение на Православную церковь от Союза безбожников».
Видимо, облисполком потребовал у сельсовета объяснений по поводу происходящего, т.к. уже 23 мая Нестеровский сельсовет отвечает:
«На ваш материал, который прислан на имя председателя сельсовета т. Крюкова и также изложено выбитие стекол школьниками,
как будто их кто-то научал, я отвечаю, это сущия болтовня; по части закрытия церкви не было никаких угроз,
а было общее собрание группы верующих от 7 апреля, где было решено церковь передать под культурные цели».
Текст ответа указывает на то, что от верующих были еще какие-то жалобы, не отраженные в письме, возможно, письмо было доставлено ходоком из Нестерова, который уже устно дополнил жалобу.
25 мая облисполком затребовал у Юрьев-Польского райисполкома все данные, необходимые для оформления закрытия храма по закону:
«сообщите:
1) под какое именно культурное учреждение предполагается использовать здание церкви в с. Нестерово;
2) имеются ли средства, в каком размере и из каких источников на переоборудование здания церкви под культурное учреждение;
3) названия селений, верующие которых обслуживаются этой церковью и общее число населения в них;
вышлите фотоснимок наружного вида церкви».
22 июня сельсовет ответил, что храм предполагается использовать под клуб, красный уголок и избу-читальню,
описал свое рационализаторское предложение по использованию полученного кредита; в отличие от утверждений верующих,
писал, что храмом пользуются только жители с. Нестерово, в котором 120 домов и 280 жителей
(вероятно, имеются в виду только совершеннолетние), а на расстоянии 2 км есть еще 2 церкви в с. Старниково и Чернокулово;
церковь не представляется возможным заснять ввиду отсутствия фотографа.
Этот ответ на следующий день и переправил райисполком в облисполком, приписав:
«Фотос’емки представить невозможно ввиду дальнего расстояния от города».
21 июля 1936 г. президиум Ивановского облисполкома постановил: «Принимая во внимание ходатайство местного населения о ликвидации церкви…
и о передаче ее под колхозный клуб и учитывая, что верующие имеют полную возможность удовлетворять свои религиозные потребности в церкви
с. Старникова, находящегося на расстоянии 1,5 км от с. Нестерова, президиум облисполкома постановил:
договор с религиозным обществом на пользование церковью… расторгнуть, церковь как молитвенное здание ликвидировать и
передать Нестеровскому колхозу для использования под клуб».
Примечательно, что верующие в жалобе от 15 мая прямо указывают, что храмом пользуются жители «села и прилегающих селений»
(140 домов), райисполком же уверял облисполком, что приход состоит из одного села (120 домов).
Удивительнее всего, что облисполком не только не заметил разницу в количестве домов, но и не вспомнил, что год назад,
7 марта 1935 г., вынося постановление о ликвидации храма в с. Пенье, сам предложил верующим удовлетворять свои религиозные потребности
в с. Нестерово.
Прихожане воспользовались своим правом опротестовать закрытие храма.
1 августа они пишут ходатайство в облисполком, что решение о закрытии вынесено неверующими, а община в своем составе не уменьшилась.
А 4 августа – во ВЦИК, где подробно описывают, как на общеколхозном собрании выносилось решение о закрытии, указывают,
что «постановление о закрытии храма вынесено исключительно одними неверующими», «община… задолженности не имеет»,
«по близости другого храма нет, если и есть один, так он разделяется глубоким оврагом,
через который весной и осенью переправа бывает невозможна».
7 августа ВЦИК затребовал у облисполкома все дело о закрытии храма, что облисполком 15 августа и сделал.
Но 20 октября и Президиум ВЦИК утвердил закрытие храма.
Никаких дополнительных сведений ВЦИК не затребовал.
Андрей Ершов
Сегодня в Нестерово нет церкви. На её месте магазин, конечная остановка автобуса с разворотным кругом, газораспределительная станция. |