план церкви из книги Свод памятников Владимирской области, часть 2.
Кинешемский погост - историческая местность, называемая так-же Никола Молочный, в заречной стороне Вязников в вотчине боярина
Федора Ивановича Мстиславского и князини Ирины известна с 1626 года по церкви Николы чудотворца Кинешемского на погосте.
Не следует путать Николу Кинешемского с широко распространенным посвящением церквей в честь Николая Чудотворца епископа Мир Ликийских.
Самая первая церковь великого чудотворца Николы Кинешемского здесь, на берегу озера, была деревянной.
Затем, рядом с ней, в 1698 году была построена тёплая деревянная церковь во имя Рождества Христова.
Она обветшала и упоминается в храмозданной грамоте 1761 года от епископа Владимирского Антония, разрешавшей строительство новой церкви.
Новая Христорождественская церковь была построена тоже деревянной в 1769 году и была разобрана по ветхости в конце 1840-х годов.
О судьбе первой Никольской церкви ничего не известно.
Существующая пока, несмотря на бесхозность и набеги вандалов, каменная Никольская церковь в Кинешемском погосте начата постройкой в 1807 году.
Строилась частями: сначала тёплая трапеза, затем главный холодный храм (1821).
Колокольня при церкви перестроена в 1849 году в "тоновской архитектуре" (Константин Тон 1794-1881, архитектор, ректор академии, основоположник типовой архитектуры в русском храмостроительстве 19 века).
Архитектурный стиль всего комплекса малобюджетный классицизм.
Пропорции основного храма типичны для поздней владимиро-суздальской архитектуры, наследующей в небольших сельских храмах милую сердцу прихожан бесстолпную архаику.
Представляет интерес концентрация чудотворцев с именем Николай в одном месте.
Во вновь построенном Никольском каменном храме длительное время, до конца 19 века,
сохранялась особочтимая икона Николая Чудотворца Можайского.
По местному поверию (Добронравов, Березин, т.5) икона явленая, здесь же на дереве, и на месте её явления построен сам храм.
Первая церковь была в честь Николы Кинешемского.
Тем не менее, храм определён как памятник архитектуры, современных разночтений по названию никаких нет,
в документах госорганов охраны памятников церковь числится посвящением Николаю Чудотворцу, Мир Ликийских епископу.
Церковь бесприходная, недействующая, за ней присматривают те же люди, что и за Серапионовой пустынью.
Кладбище действующее, летом проезд по грунтовке нормальный. |