Деталь карниза из лекального кирпича дома 39. |
Каменные избы, современный общий вид. |
Главная улица села в районе дома 12 | |
Дом 12, памятник архитектуры. | |
Дом 24 улица Центральная село Крапивье Селецкое сельское поселение Суздальский район Владимирская область Россия |
Дом Сергеевых. Использована информация со страницы Ирины Горшковой (Хромовой) Крапивье -мое родное и любимое село. |
|
Дом 26, село Крапивье. | |
Виды села. | |
Памятник односельчанам,погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. | |
У церкви дорога делает поворот. |
Церковь Георгия Победоносца в Крапивье 1797 года постройки. | |
В 1990-х годах церковь захватили раскольники из Суздальской РПАЦ. | |
Следы ремонтно-хозяйственной деятельности раскольников видны и по сей день. | |
Малобюджетный ремонт |
Глава и крест |
Северный фасад церкви. | |
В новейшей истории храма трапезная пострадала больше всего. |
Интерьер трапезной. | |
Трапезная была перекрыта парусными сводами по крестовой системе подпружных арок на промежуточных столпах. | |
Частично сохранилась система кованых воздушных связей. | |
При большевиках трапезная использовалась под зернохранилище. | |
Воздушные стальные связи трапезной. Чем-то они перекликаются к названием местного колхоза "Луч социализма". |
Судя по кладке когда-то церковь перестраивалась и расширялась. | |
Фрагмент окна с решеткой коваными пиками. | |
Южный фасад трапезной в стиле классицизма. | |
Барочные окна второго яруса венчает карниз четверика в стиле суздальской архаики с типичным для неё карнизом, набранным из кирпичных пил каменного узорочья. |
Окно апсиды в суздальском стиле |
Село Крапивье расстоянием от Владимира 35 верст, а от Суздаля в 5 верстах, при речке Каменке. Село Крапивье в старинных документах упоминается в «Царской жалованной грамоте Суздальскому епископу Варлааму 1578 г.», в которой оно значится вотчиной Суздальского Архиерейского дома. Церковь во имя св. вмч. Георгия построена в 1797 г. усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: во имя св. вмч. Георгия, Казанской иконы Божией Матери и св. муч. Флора и Лавра. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1842 г., хранится в церкви. Добронравов, Березин ч.3, 1896 г.По некоторым источникам жители села Крапивье издревле занимались отхожим каменным промыслом, то есть были сезонными каменщиками. Не от этой ли профессиональной специализации осталось столько умело сложенных, удивительно красивых домов, "каменных изб" в Крапивье? Небольшой посадский бесстолпный храм, построенный мастерами каменщиками в суздальских традициях, подкупает уютом и красотой пропорций. Пристроенная позднее вместительная трапезная, к сожалению, утратила не только кровлю, но и свою интересную систему парусных сводов. О качестве кладки церкви свидетельствуют ее нарядно украшенные фасады, кроме того, и в самом селе много красивых домов, сложенных из кирпича очень искусно. Несколько из них тоже являются памятниками архитектуры и внесены в государственный реестр памятников архитекуры. В настоящее время основной объем и апсида подремонтированы, подведен газ и электроэнергия. Трапезная постепенно руинируется. Колокольни нет. Здание храма некоторое время использовалась Русской православной автономной церковью самопровозглашенного архимандрита В.Русанцова. Кто такой Валентин Русанцов и откуда он взялся на мутной волне начала 1990-х, уже мало интересно. Стремительный взлет его секты, основанной исключительно на денежных вливаниях американских и западных покровителей, резко сменился на падение, когда подключились следственные органы. С их помощью открылось подлинное лицо псевдопастыря, и "архимандрит" образцово послушно отсидел во владимирской колонии срок по статье УК за растление малолетних, которых заставлял в бане участвовать в своем отдыхе после служб и требоисправлений. По освобождении из мест лишения свободы некоторое время Русанцов пытался наладить былое присутствие в Суздальском районе, опять же с помощью денег от своих заграничных друзей, но случилось непредвиденное. По иску Госкомимущества все ранее переданные раскольникам церкви Суздальского района решением суда возвращены обратно государству, а затем переданы в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата. Развал самопальной Суздальской РПАЦ стал неминуем. После смерти Русанцова при невыясненных обстоятельствах, остатки её адептов съехали частично в СПб, частично замечены на Урале, где никто ничего не знает о суздальских делах, частично выбыли за рубежи России, вплоть до ЮАР. По результатам всего этого статус Георгиевской церкви в Крапивье стал и вовсе неопределённым. Как быть приходу в таких обстоятельствах, "вчера красные, сегодня белые"? Поменять Веру и таинства в одночасье с одних на других, это не перчатки сменить. Требуется привыкание. |
|
Возле церкви установлен набат, он же вечевой колокол из стальных баллонов от кислорода. |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|