шапка

Крапивье
село Суздальского района Владимирской области

фотоальбом архитектурно-краеведческого направления
© фотографии 2004-2016 годов

На главную

Владимирская область

Суздальский район

Крапивье
Крапивье

Главная улица села Крапивье
Главная улица села Крапивье в районе остановки общественного транспорта.

каменные избы   Вниз

Кирпичный общественный амбар для хранения стратегического запаса зерна, чтобы в случае пожара вся деревня не умерла с голода

Кирпичный общественный амбар для хранения стратегического запаса зерна, чтобы в случае пожара вся деревня не умерла с голода.

деталь карниза из лекального кирпича дома 39
деталь карниза из лекального кирпича дома 39

каменные избы, современный общий вид
каменные избы, современный общий вид

Главная улица села в районе дома 12

Главная улица села в районе дома 12

Дом 12, памятник архитектуры

Дом 12, памятник архитектуры.

Дом 24, улица Центральная, село Крапивье

Дом 24
улица Центральная
село Крапивье
Селецкое сельское поселение
Суздальский район
Владимирская область
Россия

Наверх    дом 26, памятник ВОВ   Вниз

Дом Сергеевых

Дом Сергеевых в 2010 году.

2004 год дом 26 село Крапивье

2004 год, дом 26, село Крапивье.

Виды села

Виды села.

Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

У церкви дорога делает поворот

У церкви дорога делает поворот.

Панорама села Крапивье с дороги от Суздаля

Панорама села Крапивье с дороги от Суздаля.

Река Каменка в окрестностях села Крапивье

Река Каменка в окрестностях села Крапивье.

Наверх    церковь Георгия Победоносца   Вниз

Церковь Георгия Победоносца в Крапивье 1797 года постройки

Церковь Георгия Победоносца в Крапивье 1797 года постройки.

В 1990-х годах церковь захватили раскольники из Суздальской РПАЦ

В 1990-х годах церковь захватили раскольники из Суздальской РПАЦ.

Следы ремонтно-хозяйственной деятельности раскольников

Следы ремонтно-хозяйственной деятельности раскольников: крест странных пропорций прибит к двери, ни к селу ни к городу.

малобюджетный ремонт
малобюджетный ремонт

глава и крест
глава и крест

Северный фасад церкви

Северный фасад церкви.

В новейшей истории храма трапезная пострадала больше всего
В новейшей истории храма трапезная пострадала больше всего.

церковь с остатками главы и кровель трапезной
церковь с остатками главы и кровель трапезной (1933)

Наверх    руины   Вниз

Интерьер трапезной

Интерьер трапезной.

Трапезная была перекрыта парусными сводами по крестовой системе подпружных арок на промежуточных столпах

Трапезная была перекрыта парусными сводами по крестовой системе подпружных арок на промежуточных столпах.

Частично сохранилась система кованых воздушных связей

Частично сохранилась система кованых воздушных связей.

При большевиках трапезная использовалась под зернохранилище

При большевиках трапезная использовалась под зернохранилище.

Воздушные стальные связи трапезной
воздушные связи чем-то перекликаются к названием местного колхоза "Луч социализма"

Воздушные стальные связи трапезной.

Наверх    детали и процессы   Вниз

Судя по кладке когда-то церковь перестраивалась и расширялась

Судя по кладке когда-то церковь перестраивалась и расширялась.

Фрагмент окна с решеткой коваными пиками

Фрагмент окна с решеткой коваными пиками.

Южный фасад трапезной в стиле классицизма

Южный фасад трапезной в стиле классицизма.

Барочные окна второго яруса венчает карниз четверика в стиле суздальской архаики с типичным для неё карнизом, набранным из кирпичных пил каменного узорочья
Барочные окна второго яруса венчает карниз четверика в стиле суздальской архаики с типичным для неё карнизом, набранным из кирпичных пил каменного узорочья.

окно апсиды в суздальском стиле
окно апсиды в суздальском стиле

Село Крапивье в старинных документах упоминается в «Царской жалованной грамоте Суздальскому епископу Варлааму 1578 г.», в которой оно значится вотчиной Суздальского Архиерейского дома. Церковь во имя св. вмч. Георгия построена в 1797 г. усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: во имя св. вмч. Георгия, Казанской иконы Божией Матери и св. муч. Флора и Лавра.

По некоторым источникам жители села Крапивье издревле занимались отхожим каменным промыслом, то есть были сезонными каменщиками. Не от этой ли профессиональной специализации осталось столько умелых, удивительно красивых домов, "каменных изб" в Крапивье? Несколько из них сохранились и являются памятниками архитектуры и внесены в государственный реестр памятников.
Разумеется, свою церковь местным умельцам из кирпича построить труда не составляло. Небольшой посадский бесстолпный храм, построенный мастерами каменщиками в суздальских традициях, подкупает уютом и красотой пропорций. Пристроенная позднее вместительная трапезная имела свою интересную систему парусных сводов, к сожалению утраченных. Колокольня тоже утрачена.
О качестве кладки церкви свидетельствуют нарядно украшенные фасады. Основной объем и апсида подремонтированы, подведен газ и электроэнергия. Трапезная постепенно руинируется.

Здание храма некоторое время использовалась Русской православной автономной церковью (РПАЦ) самопровозглашенного архимандрита В. Русанцова. Это новообразование всплыло на мутной волне безвременья 1990-х, когда в Россию хлынули западные проповедники, процветающие на щедрые спонсорские деньги западных покровителей. Среди них были эмиссары Зарубежной Православной Церкви, которая тогда ещё вовсе и не думала воссоединяться с Московским Патриархатом. Таким образом, Суздаль и окрестности стали базой раскольников, предводителем которых стал поп-расстрига Валентин Русанцов. Преданный анафеме официальной Церковью Московского Патриархата, Русанцов объявил себя архимандритом и собирал свой клир из недовольных, в основном молодых священнослужителей, так-же конфликтующих и грамотно ненавидящих официальную Церковь. В эти же годы Владимирская Епархия была слаба. В 1990 году из Москвы был прислан новый руководитель, слабо владеющий обстановкой. Митрополит Евлогий взял курс на новое храмостроительство с учётом директив от московского патриарха Алексия II. Московский патриархат и его наместники боялись увязнуть в бесконечных ремонтах культурного наследия и решили сосредоточится в первую очередь на количественное расширение приходов. При владыке Евлогии во Владимирской области новые церкви стали расти как грибы после дождя. Одновременно брошенные храмы стали свободными для захвата раскольниками, которые стали массово затягивать в сектантство, сколачивая слабые приходы у пустующих руин. Всё это особенно расцвело в Суздальском районе. РПАЦ энергично расширялась, официально оформляя и подминая под себя бесхозную недвижимость. Таких храмов и приходов раскольников в Суздале окрестностях набралось не менее 14.
Стремительный взлет секты Русанцова, основанной исключительно на денежных вливаниях американских и западных покровителей, резко сменился на падение, когда неожиданно подключились наши следственные органы. С их помощью открылось подлинное лицо псевдопастыря. По опубликованным газетой "АиФ" данным самопровозглашённый архимандрит был большой любитель банного дела, где после служб и тербоисправлений заставлял помогать ему в любимых банных утехах, поощрял растление подручных мальчиков подростков. Русанцову дали срок по 134 статье УК. Началась эра заката Суздальской РПАЦ. Лжеархимандрит образцово отсидел положенное во владимирской колонии, по освобождении по УДО из МЛС некоторое время Русанцов пытался наладить былое присутствие в Суздальском районе, опять же с помощью денег от своих заграничных друзей, но тут случилось непредвиденное. Госкомимущество опомнилось, подало иск, все ранее переданные раскольникам церкви Суздальского района решением суда возвращены обратно государству, а затем переданы в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата. Крах самопальной Суздальской РПАЦ стал неминуем. После смерти Русанцова при невыясненных обстоятельствах остатки её адептов съехали частично в Санкт-Петербург, частично рассеялись по Уралу, частично выбыли за рубежи России, в основном в ЮАР, где африканцам можно втирать, что угодно, никто ничего всё равно не понимает.
Что-же у нас? Вот например, Суздальский район, село Крапивье, Георгиевская церковь. По результатам потрясений статус прихода после обвала правления Русанцова стал совершенно неопределённым. "Вчера красные, сегодня белые"? Как поменять Веру, не меняя храм, перекреститься, перевести на трансфер все таинства в одночасье с одних на других? Это не сапоги на ботинки поменять. В Крапивье 70 лет был колхоз "Луч социализма". Теперь, Слава Богу, никто о нём не вспоминает. Так же случилось и с Суздальской РПАЦ, прошло время и о ней забыли начисто. А храм, как стоял, так и стоит.

В Крапивье силами обновлённого прихода собирались средства на ремонт, в том числе трапезной. Настоятели Георгиевской церкви: игумен Васильевского монастыря Нечитаев Игорь Юрьевич, он-же председатель приходского совета с 14 марта 2024г., и, ранее, архимандрит Авель (Александр Петрович Ургалкин), Русская Православная церковь Московского Патриархата, Александровский монастырь города Суздаля.

Возле церкви установлен набат, он же вечевой колокол из стальных баллонов от кислорода

Возле церкви установлен набат, он же вечевой колокол из стальных баллонов от кислорода.

карта села Крапивье

некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru

Наверх

Яндекс.Метрика

Все права защищены © Олег Щёлоков
Страница частично адаптирована к мобильным устройствам
Web Master: Oleg ShCholokov