Погост Борисо-Глебский, что в Баглачеве, находится в 15 верстах от города Владимира.
Первоначальные поселения в Баглачёвской волости относятся к самому началу 16 века.
Так в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича 1504 года в числе митрополичьих сёл и деревень, которым дана
несудимая грамота, упоминается "волостка Баглача".
Название Баглачи волосткой указывает на то, что в этой местности не было тогда ещё значительных поселений.
Но в начале 17 столетия в Баглачёвской волости существовала уже церковь, как это видно из патриарших окладных книг,
в которых под 1628 годом записано: "церковь Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба в патриаршей вотчине в Баглачёвской волости... дани 12 алтын 2 деньги, наместничьих и заезда гривна".
В 1643 году вместо этой церкви, как можно видеть из хранащейся в церковном архиве храмозданной грамоты, построена была новая по благословению святейшего патриарха Иосифа и
освящена в честь святых Бориса и Глеба.
В половине 17 века здесь существовала и тёплая церковь во имя святого Николая Чудотворца.
В 1653 году здесь было два священника Иоанн Евстафьев и Пётр Фаддеев,
(в 1639 году Евстафий и Фаддей), дьякон Василий Евствафьев, при церкви пашни церковные ... по речке Митине сену ... по Митину оврагу десятина и т.д., а в приходе 284 двора.
В 1715 году тёплая Николаевская церковь сгорела, а в 1717 году на том-же месте на средства прихожан построена была новая церковь во имя того-же святого.
Эти две деревянные церкви существовали до 1776 года; но пришли в ветхость, и посему священнослужители и прихожане просили преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского,
разрешить им построить новую каменную церковь по имя Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Николая Чудотворца и святых Бориса и Глеба. Разрешение было дано, и в 1786 году освящена была трапезная церковь, а в 1790 году настоящая.
Деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца в 1780 году подарена в село Суворотское, а церковь Казанская с колокольней употреблена на обжиг кирпича для строившейся церкви.
В это время в Баглачёвском приходе было уже 390 дворов.
Каменная церковь без существенных изменений сохранилась и до настоящего времени; колокольня же в 1858 году перестроена заново.
Престолов в церкви три: в холодной во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в тёплой (прим.: трапезной) во имя святого Николая Чудотворца и святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Земли при церкви всего 51 десятина 542 сажени (прим.: 56 гектаров). Кроме того в пользу причта пожертвованы пустоши Верушкино, Неверовка и Мордовка.
Приход состоит из деревень: Конюшня (прим. совр. Конюшино), Улыбышево, Верхняя Занина, Малахово, Ваневка, Нижняя Занина, Черепово, Богдановка, Головино (совр. пос. Головино), Михалёво, Арфёрово, Рогово, Окулово, сельцо Неврюево, сельцо Кадыево, Якушево, Подольское, Копаево, Гридино, Прокунино, Керпчино, Крастели, Федурново, Михеево, Лопухино, Луговская, Буланово, Крюково, Осеево,
Вошелово (совр. Вошилово), Раменье. Всего по клировым ведомостям числится 1898 мужчин, 2183 женщин, из них раскольников 343 человека.
Добронравов, Березин. т.5, 1898
В 2007 году Елизавета Басова по заказу прихода составила брошюру о Казанском храме села Борисоглеб с подробным описанием истории и церкви и прихода, в том числе современной.
Брошюра выложена на сайт Проза.ру и закрыта копирайтом, поэтому, уважая авторские права, здесь мы приводим только ссылку на этот материал под кнопочкой сайта Проза.ру.
Брошюра написана профессионально, качественно и, безусловно, её заказчик остался очень доволен.
Является общепринятой практикой для множества таких публикаций медовый стиль изложения, тщательно причёсанная информация, правильно и очень грамотно уложенные в нужный контекст сведения.
Однако, на деле, чаще всего, не всё так гладко, как в брошюрах.
В 2010 году появился отзыв на этот материал там-же, на портале Проза.ру стороннего посетителя, который прочитал всё это, и
у которого есть своя собственная точка мнения на процессы, связанные с Борисоглебской Казанской церковью и её приходом.
Отзыв А. Прошина на материал Е. Басовой провисел недолго и был успешно удалён вместе со всей перепиской.
Удалён со страницы заказной рекламно-публицистической брошюры. Но из Интернета удалить что-то не так просто, как кажется.
Спустя восемь лет на сайте a33.ru восстановлен текст этого отзыва, так как это предствляется весьма интересным.
А в конце, после него, сделаны некоторые собственные статистические замечания от a33.ru, актуальные на момент формирования архитектурно-краеведческой страницы о Борисоглебе.
Я - не литературовед, не публицист и не буду оценивать стиль, грамотность, так же как и не буду следить за своей, уж извините, правда
дороже.
Действительно, восстановление храма началось в далеком 1995. С самого начала настоятелем храма был совсем другой человек - отец Валерий.
Финансирование восстановления было довольно хорошее, помогала сама официальная Церковь, а также частные инвесторы. Должен сказать
инвесторы разношерстные: честные и не очень предприниматели, лица из администрации и предприятий г. Радужный. В общем, помогали всем
миром. Но строительство не соизмерялось с вложенными деньгами. Частично деньги в виде стройматериалов уходили заинтересованным лицам,
строились коттеджи, дачи, также шла перепродажа. А кому спрашивается отвечать? По всей видимости, Отец Валерий - глубоко верующий и
честный человек - не стал терпеть всего этого безобразия и ушёл из церкви. Недолго думая, на пост священника поставили бывшего шофера -
Олега Рябышева.
Вторым этапом "восстановления" было выклянчивание прилегающих земель*, кто-то просто так отдал, кто-то за символическую цену.
Но всё-таки некоторые жители не отдали свои земли церковной общине. И с тех пор эти люди стали объектами некоторой скрытой, а, моментами, и
явной неприязни.
Воскресная школа...маловероятно, что там обучали вообще чему-то. Детей устраивали в эту школу, чтобы просто занять их время, а следить
за ними было некому, поэтому они болтались по местности. Дети, в большинстве своем, избалованные, наглые, лазили по территориям
собственников, дразнили собак, кидали камешками в машины. Вели себя как хозяева, не ручаюсь, но явно им не раз говорили, что "скоро
вся земля около церкви станет нашей...".
Вспоминается целительство отца Олега (Рябышева). Как-то прошел слух, думается не случайно, что якобы в церкви Борисоглеб есть
священник, который лечит от многих недугов. Никто, наверное, не ожидал, но как-то приехал в маленькое село целый цыганский табор, с
бароном во главе. Они привезли смертельно больную девочку, лет 10. Отец Олег опешил и стал скрываться, табор остановился на поле возле
церкви и ждал несколько дней, а потом ушёл.
Сегодня церковная община в с. Борисоглеб разрослась. Это уже целый комплекс зданий, подворье (кролики, куры, овцы, свиньи). В планах
общины строительство коровника. Этот факт встретил ярое несогласие местных жителей - ведь место будущего коровника рядом с ключами,
которые дают жизнь прекрасному озеру Сионская Лужа. Также очень печалит разрастание церковного кладбища в поле, в сторону дороги и озера.
Но, как всегда, руководству борисоглебской общины наплевать, они всё равно построили довольно большое здание коровника, но пока там только несколько коров.
Любая святыня начинается не со святого места, а в первую очередь с людей. Церковная община Борисоглеб прикрывается своими чистыми и
святыми намерениями, восстанавливает храм, развивает быт. Но какой ценой? Становится неприятно, что около святого места крутятся алчные,
мелочные и лживые люди. Конечно, не всё так однозначно, есть и честные, верующие и просто хорошие люди, но они ничего не решают.
С уважением,
Андрей Порошин 21.01.2010 15:22
=>
"... правда дороже..."
Только "правда" у каждого своя.
Мы помогаем сельским храмам (рассказываем о них, печатаем буклеты, календари, иконы).
Храмы - на века, а люди... кто о них вспомнит. Настоятели постоянно сталкиваются с претензиями жителей, но о таком мы не пишем - на
всё воля Божия!
Елизавета Басова 21.01.2010 16:54
==>
Доброго времени суток, Елизавета!
Я не осуждаю Ваш труд. Возможно, Вы благи в Ваших намерениях. Институт православной церкви в России необходимо всячески поддерживать.
Я сам, по натуре, склонен к критической позиции. Я давно знаю местных жителей, большинство из них - верующие люди, но они ни под каким
предлогом не вступят на порог храма Казанской Божией Матери в с. Борисоглеб. Причины я описал выше.
В завершении этой антипродуктивной беседы, хочу сказать, Ваш труд займет достойное место на страницах промо - буклета, но не более
того. Хотя, в общем, какая разница? "...Только "правда" у каждого своя..."
С уважением,
Андрей Порошин 24.01.2010 20:59
===>
Это и был буклет, "и не более". )))
Сделанный в очень короткий срок и подаренный храму.
Нас попросили, мы сделали. Изготовили также календарики на 2008 и 2010 год.
Храни Вас Господи!
Елизавета Басова 25.01.2010 01:29
* - Примечание a33.ru
А буклет? Что буклет? "Нас попросили, мы сделали"©. Дела идут хорошо и Спаси всех Господи!
Когда дошло до дела, местный поп попросту сбежал от цыган. |