|
|
Вид села Волосово с запада, 2019. |
|
Вид села Волосово с запада, 2007. |
|
Вид села Волосово с запада, 2004. |
|
Поля с перелогами. Собинский район |
|
Весенние полевые работы трактором "Кировец" у села Волосово. |
Панорама Волосово с горы, где находилось языческое капище и откуда сходила вниз икона. |
|
Собинский район Просвет солнца над Николо-Волосовским женским монастырём. |
|
Молодёжная улица, село Волосово, вид с севера. |
|
Дом 2 |
|
Дом 5 |
Улица Молодёжная в селе Волосово зимой. |
|
Дом 7 |
|
Дом 8 |
|
|
|
Памятник в селе Волосово землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Улица Мичуринская. |
Зима на улице Заречной в селе Волосово. |
|
Дом 7 |
|
Дом 11 |
|
Собачка заинтересовалась снеговиком у дома 11 на улице Заречной в селе Волосово. |
|
Край села Волосово на улице Заречной, 2010. |
|
Край села Волосово на улице Заречной, 2004. |
Николо-Волосов женский монастырь в селе Волосово Собинского района Владимирской области. |
|
Площадь перед Николо-Волосовым монастырём в 2012 году. |
|
Женский Николо-Волосов монастырь в 2010 году. |
|
Женский Николо-Волосов монастырь в 2007 году. |
|
Женский Николо-Волосов монастырь в 2004 году. |
Женская монашеская обитель в селе Волосово как белая жемчужина. |
|
Вид на женский Николо-Волосов монастырь со стороны главных ворот и надвратной Покровской церкви. |
|
Надвратная Покровская церковь Николо-Волосова монастыря в селе Волосово покрыта медью. |
|
|
|
|
|
|
Западные въездные ворота и мальчик на велосипеде, который давно стал взрослым мужчиной: архивная фотография. |
|
Древний колодец на территории Николо-Волосова женского монастыря. |
|
|
|
Исторические сведения о монастыре по разным источникам. Упраздненный Волосов Николаевский монастырь, упоминаемый в актах ещё в 14 столетии, находился во Владимирском уезде, в 16 верстах от г. Владимира при реке Колочке и был впоследствии приписным к Синодальной области, а по учреждении епapxии во Владимире, состоял в ведении епархиальных арxиepeeв. По преданию, сохраняющемуся в народе, Никольскй монастырь стоял прежде на возвышенности над р. Колочкою, на месте уничтоженного языческого капища, посвященнаго богу Волосу, и церковь и монастырские строения были деревянные. Но потом образ святого Николая с этого места неоднократно сходил туда, где построена каменная церковь (под горой) и являлся на дереве, висящим на волосах; почему монастырь и название получил Волосова. Чтобы уяснить, на сколько можно считать вepоятным это народное преданиe, необходимо сказать, когда построена каменная церковь, а монастырь перенесен с возвышенности на теперешнее место (*). Каменная монастырская церковь, как значится на водружальном кресте, "во имя Святителя Николая" построена в 1727 году при державе Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великаго Государя нашего Императора Петра II и при Святейшем Правительствующем Синоде. Здесь считаем неизлишним упомянуть, что в Санкт-Петербурге, в церкви святого Николая в Трунилове находится образ Николая Чудотворца с надписью: «Никола Волосовской.., Князя Владимира.» Не был ли этот образ взят из Волосова монастыря? Кроме Никольской церкви в этом монастыре находятся еще две каменные — теплая церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского чудотворца и Покровская на Святых вратах, — но когда в нем они построены, сведений нет. До учреждения штатов за Волосовым монастырем было 460 душ крестьян. Упразднен этот монастырь и приписан к Боголюбову в 1843 году. В Волосов мопастырь даны были следующие царские и патриаршие грамоты:
(*) Монастырь имеет в окружности 238 сажень, обнесен каменной оградой с четырьмя башнями. К. Тихонравов Владимирский сборник. Материалы статистики, этнографии и археологии Владимирской губернии. - М., Университетская типография. 1857 Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся ещё в 15 столетии. Так в труде митрополита Макария "История Русской Церкви" т.5 прил.4, Владимирский на Клязьме Волосов, или Власов, мужской монастырь в честь святого Николая упомянут постройкой в 14 - не позднее 15 века. В первой половине 18 столетия обитель была упразднена, но в 1775 году снова возникла. В Николо-Волосов монастырь были переведены иноки Цареконстантиновской обители (совр. прим.: сегодня этот монастырь действующий, находится в г. Владимире). Сто лет после этого монастырь существовал самостоятельно, а в 1877 году все имущество обители было переведено в Боголюбовский монастырь. Храмы же и здания монастырские перешли в заведование Боголюбовских настоятелей, и сама обитель приписана к Боголюбовскому монастырю. Храмов в монастыре три:
В 1909 монастырь обращен в женский. Из Определения Святейшего Синода. VI. От 5-18 февраля 1911 года за 972, постановлено: настоятельницу Николо-Волосова женского монастыря, Владимирской епархии, монахиню Таисию возвести в сан игумении. При обители существовала водяная мельница на р. Колочке. В период сталинских репрессий, по всей видимости, один из последних служителей монастыря в двадцатых годах 20 века, протоиерей Сергий (Сидоров Сергей Алексеевич 10.02.1895 г.р.) был расстрелян в числе других 373 священнослужителей Подмосковья в Бутово Москва 27.09.1937. При СССР все постройки сильно обветшали. «Мы ходили по бывшему монастырю, стремясь проникнуть в какую-нибудь дверь. Но все было закрыто и заколочено. В поисках, куда бы заглянуть, мы спустились по узкой лестнице. Ободранная дверь производила не совсем мертвое впечатление. Мы постучались. Скрипучий голосочек послышался из-за двери. Потянув дверь на себя, мы убедились, что она не заперта, что вообще, должно быть, не запирается, потому что нет у нее ни проушин для замка, ни личины. Пошарив в темных подвальных сенцах, мы нашли вторую дверь и оказались в комнатке: четыре шага в длину, четыре в ширину. Когда пригляделись после дневного света, увидели, что попали не то в маленькую церковку, не то в монастырскую келью. Посреди кельи стоял аналой, а на нем лежала раскрытая церковная книга. Стены комнаты увешаны иконами в металлических окладах и без окладов. Иконы стояли и на окне, поднятом очень высоко. Высота комнаты никак не соответствовала ее площади. Окно было проделано в монастырской стене, толщиной в полтора метра: на окне хватало места, чтобы поставить иконы. Аналой был закапан желтым воском от дешевых свеч, огарочек теплился перед раскрытой книгой. Несколько лампад мерцали пред иконами. В комнате были ещё табуретка и узкая железная койка. Перед огарочком, перед раскрытой книгой стояло крохотное согбенное существо, одетое в черное и трясущееся невероятной тряской. Тряслась вся старушка: тряслись ее руки, ее плечи, ее голова, тряслась нижняя губа, трясся язык, которым старушка пыталась что-то нам сказать. Все-таки оказалось, что со странной обитательницей оригинальной комнаты можно разговаривать. — Одна я живу здесь, одна-одинешенька.
Монашка я.
Все здесь нарушено, а я осталась.
Обжила себе келийку, да и скриплю.
Ничего, пока не трогают.
Зовут-то? Матерью Евлампией меня зовут.
В миру?
Эх, люди добрые, давно это было, не стоит и вспоминать.
В миру-то я была Катерина.
Вот достались мне на хранение иконы.
Живу, сохраняю.
Теплю негасимые огоньки.
Как всплеснула руками мать Евлампия.
И всхлопнули бы ладошки, но из-за тряски ладошка на ладошку не пришлась и хлопочка не получилось.
Монашка повернулась старческим трясущимся личиком к образам и начала креститься, шепча про себя:
Бабка разрешила, и я неторопливо разглядел все иконы, развешанные по комнате. Правда, снимать иконы с гвоздиков было неудобно, и, таким образом, пришлось довольствоваться разглядыванием только лицевой стороны икон. Но те иконы, которые не были повешены, а просто стояли на монастырском окне, я брал в руки и разглядывал как хотел. Два года спустя... Мысль навестить ещё раз старушку между тем не давала мне покоя. Я, правда, не был уверен, жива ли она и живы ли ее огоньки, но быть в двух шагах и не взглянуть ещё раз на архангела Михаила я не мог. Я рассказал Сергею Васильевичу о своем прошлом приезде в Волосово, и Сергей Васильевич с энтузиазмом поддержал мою мысль навестить мать Евлампию. Впотьмах мы спустились все по той же лесенке, и я опять потянул на себя дверь, и мы открыли вторую дверь, и увидели огоньки, и увидели мать Евлампию, стоящую пред аналоем все в том же положении, как и два года назад, словно она за это время не ложилась спать, не сидела на табуретке и вообще не меняла позы. Исправно несет свое дежурство на земле мать Евлампия. Монашка услышала наш приход, прервала молитвы и начала разжигать толстую стеариновую свечу.
Когда свеча разгорелась, я увидел, что и облик старушки нисколько не изменился.
От Волосова мы отъехали с зажженными фарами. В их лучах по извилистой дороге появлялись и пропадали то колосья ржаного спелого поля, то придорожный куст, то травянистый косогор, то бревенчатый мосток, то быстротечная речка». В.А. Солоухин «Черные доски», 1968 Монастырь вновь открыт в 1993 году. Настоятельница монастыря монахиня Евфимия (Ромашова Римма Степановна). |
|
|
|
|
Храмовая икона на фасаде колокольни церкви Николая Чудотворца. |
|
Основание колокольни в стиле боярских и царских хором, в эстетике средневекового зодчества. |
|
Портал западного входа в церковь Николая Чудотворца указывает на несомненно древнее происхождение храма. |
|
|
Река Колочка у села Волосово весной. |
|
|
|
Берега реки Колочки в апреле. |
|
Место для отдыха на природе у села Волосово. |
Характерный участок холмистой местности: Волосово Собинского района Владимирской области находится на рельефах. |
|
Новый родник на реке Колочке у села Волосово. |
|
Фейковый проект. Если монахини освящают автобусы и магазины, почему-бы не освятить и источник с мутной водой? Упросил какой-то заезжий единоличный ортодокс благословение старенького владыки Евлогия. Палатку состроили, обычной воды нет, а святая вода отпускается только членам профсоюза по предварительной записи. Всем остальным целовать замок. Народ всяким трёпом про "предания" не обманешь, народ сюда не ездит. |
|
|
Избыточное поклонение к геомагнитным гаджетам вроде электронного компаса на айфоне противопоставляет науку и религию. Видимо, кто-то слышал, что кресты должны быть повёрнуты строго на восток без отклонений от магнитного пояса планеты. Так и лоб расшибить недолго, но сейчас это называется "перфекционизм". |
|
|
Рекомендуется учитывать внешнюю антисанитарную обстановку от выпаса скота и кипятить воду, если вам удастся её набрать хотя-бы в полуторалитровую чебурашку. |
|
|
|
|
карта села Волосово Некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|