Дорога в Благовещенский погост Кольчугинского района Владимирской области. Ансамбль Благовещенского погоста, панорама с юго-востока. |
|
Благовещенский погост состоит из каменной Благовещенской церкви, деревянной Знаменской церкви, каменной ограды с воротами, старинного кладбища и одного деревянного дома за оградой. |
|
Южный фасад Благовещенской церкви Благовещенского погоста Кольчугинского района Владимирской области. Четверик Благовещенской церкви и его завершение. Трёхлопастная апсида Благовещенской церкви. Церковь до противоаварийных работ по кровлям. Рассказывает протоиерей Вячеслав (Буланов) (Флорищи, 2009 год): - Живут в Тимошкино в основном дачники. Для жизни храма нужен приход, нужен костяк и актив, а его нет. Нужно именно работать - будоражить всех вокруг, ходить по организациям, по фирмам, тормошить депутатов, бизнесменов предпринимателей. Начнет понемногу собираться копеечка, пойдет работа. Когда мы делали крышу на храме, вы думаете, кто-нибудь помог из дачников? Подходили, интересовались, но помощь свою не предложил никто. Все, что мы сделали в Тимошкино сделали силами нашей Флорищенской общины. На и на службу в храм из Флорищ на УРАЛе (у нас есть еще одна машина, которую держим только для Тимошкино) приезжает полный кузов народу, а то еще и трактор с полной телегой. Половина, а то и больше людей на службе из флорищенского прихода. Приезжайте 18 июля в Тимошкино увидите сами. Все, что мы можем пока, это поддерживать храм в еле живом состоянии. Пускай в "еле", но всё-же живом! |
Благовещенская церковь, это старинная усыпальница князей Нагих в их старой вотчине, Благовещенском погосте, построена И.И. Нагим в 1501 году. В этой же церкви он и погребен в 1539 году. Надгробная плита: «Лета 7047 месяца апреля 10 дня преставися Иван Иванович Нагой». Антиминс, освященный Филаретом в 1631 году, связывался с возобновлением им церкви. В 1797 г. с запада к церкви пристраивается придел Сергия, а в 1832 г. происходят некоторые переделки самой церкви. Церковь сложена из кирпича размером 25х12,5х7 см. с деревянными, квадратными в сечении, связями, как в сводах, так и внутри стен. В плане церковь имеет крестовую форму, с вытянутым трехлопастным алтарным помещением; ветви креста образуются с северной и южной сторон выступами; такая же часть с запада отломана, что доказывается размером существующей арки в придел, являвшейся началом свода западной ветви, а также фасадными профилёвками, попавшими теперь внутрь придела. Крестчатые столбы сдвинуты из линии западных стен притворов на восток. Алтарь отделен стенкой с неправильными проемами входов; тою же неправильностью отмечен сам алтарь с кривыми простенками неравной толщины, деформированными окнами и внешними стенами. Эти явления деформации следует объяснить попыткой 1832 г. расширить окна и входы алтаря, не законченной, благодаря исключительной твердости кирпича; позже сделаны большие окна южного и северного фасадов. Диаконик вмещал в себе маленькую ризничную палатку, остатки ее свода сохранились на южной стене; существующей ход в диаконик квадратной формы пробит позже, первоначально его не было. Скол южной стены произошел, вероятно, при сломе палатки, или был сделан первоначально для открывания ризничной двери. Система сводов, при данном плане, отмечена исключительной оригинальностью. Столбы соединены арками с западной северной и южной стенами, между столбами коробовый свод, с шелыгой в восточно-западном направлении. Два симметричных свода той же вышины, но с шелыгами перпендикулярными, направляются со столбов к алтарной стене и опираются там на выносные арки с профилеванными консолями. Получаемое, вытянутое с запада на восток, пространство приводится к квадрату, путем пары ступенчато-повышенных арок плоского очертания, выступающих с алтарной стены, в которой, под нижней аркой, сделана ниша с полуциркульным верхом. |
Апсида Благовещенской церкви, вид с северо-востока. |
колокольня Благовещенской церкви |
Интерьер основного объёма Благовещенской церкви. Западный притвор. Интерьер трапезной с простым коробовым сводом. Трапезная Благовещенской церкви. Рассказывает о. Вячеслав Буланов (Флорищи, 2009 год): - Когда жив был Павел Алексеевич Громов (жил он в доме напротив безвыездно), никто в храм почти не лазил, а сейчас, как ни приезжаешь, дверь открыта. У него был брат Сергей Алексеевич, москвич, высокий представительный, тоже часто жил в Тимошкино, но теперь и он умер. Их отец, дед и прадед были священниками все они похоронены за алтарем. Здесь же, в семейной могиле, похоронены теперь Павел и Сергей. Сергей умер, и шпиль упал с колокольни в одно время, я даже подумал знак какой-то. Теперь догляд за храмом стал намного хуже. За храмом приглядывает женщина, но живет она в деревне Тимошкино у переправы (кстати, у нее и ключ хранится старый, ещё царского времени). |
Вероятно, над алтарными входами был еще ряд сквозных проемов, а самые входы были значительно уже и ниже. Придвинутый, таким образом, к столбам барабан стоит на парусах, несколько нависая из их кольца. Под существующей кровлей, скрывающей низ барабана, прекрасно сохранился квадратный постамент его, обработанный по каждой стороне тремя килевидными кокошниками, из которых средний шире и выше боковых. Промежутки меж кокошников и углы постамента заняты белокаменными водостоками. Кокошники опираются на оборванные пилястры, законченные тремя полочками, и идущие до сводов по углам. Два прямоугольных окна в барабане – старые, между ними было по узкому щелевидному окну, остаток западного сохранился. Полусферическое, несколько приплюснутое, очертание главы, законченное сейчас дополнительной луковичной главкой, заставляет думать о первоначально шлемообразной форме ее. Фасады обработаны полуциркульными нишами, раскрепованными в цоколе. Около окна на южном фасаде сохранились остатки колонок с консолями в форме усеченной пирамиды. Оси главных масс здания – сводов, купола, северных и южных выступов – сдвинуты и не совпадают; асимметрия эта вызывает неравнобедренную форму фронтонов северного и южного, которую мастер пытается смягчить членением плоскости фронтона пилястрами; со сторон же западной и восточной фронтон правилен, и его щипец приходится в центр среднего кокошника постамента. Чтобы приблизить основание кровли к форме квадрата, западный и восточный фасады урезываются с углов наискось, полученный выступ покрывается особой кровелькой. Смелость конструкции Благовещенской церкви совмещается с робостью и неумелостью строителя. Вотчины Нагих заходили в границы нынешних Ростовского и Углицкого уездов. Таким образом, приглашение ростовских строителей является наиболее понятным и возможным по бытовой связи вотчины Нагих с Ростовским краем. Следует отметить родство некоторых особенностей Благовещенской церкви с архитектурой молдаванских церквей. Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века. В кн.: Гос. академия истории материальной культуры. Л., 1929. Вып. 1. |
Деревянная Знаменская церковь в урочище Благовещенский погост Кольчугинского района Владимирской области. Недействующая. |
|
Восточный фасад Знаменской церкви скрыт в густых зарослях старого кладбища. |
|
Фрагмент наружной поверхности входной двери на западном входе в Знаменскую церковь в Благовещенском погосте. |
та-же входная дверь, вид изнутри помещения |
Интерьер деревянной Знаменской церкви в урочище Благовещенский погост Кольчугинского района Владимирской области. |
|
Западный входной портал в четверик основного объёма Знаменской церкви. |
Интерьер алтарной части Знаменской церкви. |
на бывшем престоле разложены фрагменты позолоченной лепнины, собранные после многочисленных нашествий вандалов на неохраняемый никем храм |
Левое крыло иконостаса Знаменской церкви. |
остатки разобранных деревянных позолоченных полуколонок правой части иконостаса; нижние деисусы разобраны и свалены в хлам |
Деталь иконостаса Знаменской церкви: деревянная арка царских врат. |
в Знаменском храме местами на стенах висят иконки, но состояние их настолько плохое, что вандалам их снимать со стен уже не интересно |
Временное перекрытие восьмерика для защиты храма от дождей, 1990-е годы. |
сюжет на храмовой иконке совсем разрушился от времени |
Тромп - переход четверика в восьмерик в деревянной церкви. |
деталь соединения "ласточкин хвост" чисто тёсаных брёвен стен |
Участок чисто строганой вручную деревянной стены, тёмный прямоугольник след от иконы. |
|
Остатки обшивки луковицы главы, подобранные на улице. |
|
Остатки церковной лавки в Знаменской церкви. |
|
В Знаменскую церковь собраны кованые кресты, как собственные, так и с соседней Благовещенской церкви. |
один из кованых крестов, собранных в Знаменской церкви |
Деталь старинного креста, узоры изготовлены путём вырубки зубилом из листа железа. |
один из кованых крестов, собранных в Знаменской церкви |
Общая унылая обстановка в заброшенной церкви. Похоже в предбаннике кем-то были приготовлены снятые с храма и разобранные деревянные конструкции для вывоза на дрова. |
|
Лежанка в притворе Знаменской церкви. Некоторое время здесь жил и молился священник, пытался охранять храм от вандалов. Но, вскоре стало ясно, выжить одному в храме без прихода невозможно. |
северная стена и окно четверика |
Ворота каменной ограды Благовещенского погоста. |
объект непрекращающихся насмешек бесконечной вереницы чёрных кладоискателей: табличка "Охраняется государством", "повреждение (неразборчиво) карается государством". |
Последний жилой дом на Благовещенском погосте, ставший нежилым после смерти хозяйки. |
|
Рассказывает настоятель Свято-Введенского храма с. Флорищи протоиерей Вячеслав Буланов: - На приход во Флорищи я приехал в начале 1991 года и этом же году летом я первый раз я побывал на Благовещенском погосте. В доме напротив жил Павел Алексеевич Громов, сын священника. Его отец, дед и прадед были священниками - все они похоронены за алтарем Благовещенской церкви. У Павла Алексеевича хранился ключ от храма, он присматривал за ним. От Флорищ до Тимошкино 5 км, но дорога была почти не проездная. Разве что в хорошую погоду летом, когда все высохнет. И, всё же, я пробирался в Тимошкино и служил молебны. В 1993 году нам на приход подарили машину ГАЗ-66, появилась возможность пробираться в Тимошкино и Благовещенский погост в любую погоду. На приходе у меня жило несколько ребят, которые мне помогали. Мы стали разбирать завалы в Благовещенском храме и готовить его к службе. Собрали а левом алтаре престол, жертвенник, вставили иконы, наклеенные на фанеру, в общем сделали храм пригодным для служения и стали служить, как я уже писал нечасто, но регулярно - два раза за лето, в дни памяти преподобного Сергия 18 июля и 8 октября. Замечу, никто в то время заботу о храме мне не поручал, всё это я сделал по собственному почину. И ещё, храм этот ни разу не передавался из рук в руки. В 1994 году на Благовещенском храме рухнула крыша. Павел Алексеевич плакал. Он был архитектором и понимал, что храму конец. Ранее, когда рухнула крыша на Знаменcкой деревянной церкви (а это было ещё до перестройки), Громов почти полгода каждый день звонил в Москву, всё-же это "памятник ... охраняется государством". Реставраторы тогда с большой неохотой, но приехали. А теперь был 1994 год и уже всё было совершенно по-другому. Просто посылали куда подальше. Забегая вперед, скажу, я спрашивал у москвичей с реставрационного центра, впоследствии, действительно ли рухнувшая крыша для храма катастрофа. Они подтвердили, что да, это действительно так. Если на храме есть крыша, то, как бы печально он не выглядел, его можно восстановить. Но если крыши нет, многие архитектурные особенности будут утеряны. Итак, пришлось делать крышу самим. Без денег, без всего. Двух плотников я уговорил помочь мне бесплатно, кто-то дал доски, кто-то дал шифер. Я договорился с лесниками, и они сквозь пальцы смотрели, как мы валили лес. Ещё мне помогали двое ребят школьников. Каждый день мы ездили из Флорищи в Тимошкино, а уже закачивался сентябрь. Самый старый плотник сказал, - «всё равно не успеете, скоро пойдут дожди, и они не дадут ничего делать». Но я ответил, - «пока не сделаем крышу, дождя не будет». Так и случилось, хотя в это многие не верили. Одна организация дала кран, без него смонтировать крышу было невозможно, далее мы сделали обрешётку, положили шифер и закончили работу 6 октября. 8 октября мы приехали служить в этот храм на преп. Сергия, а 9 октября пошел дождь, который уже не прекращался до самого снега. Кстати, тот старый плотник после этого уверовал в Бога. В конце 1990-х мне официально поручили заботу о Благовещенском Погосте. Году так в 2004-м с Москвы приезжали реставраторы, но не официально с миссией, а по собственной инициативе, у них тоже болела душа за этот уникальный храм-памятник. Это были ученый из Госцентра Георгий Евдокимов с супругой. По их совету и просьбе, что бы как-то получше законсервировать храм, мы спилили деревья и покрыли крышу над главным Благовещенским алтарем тройным слоем рубероида. В этом алтаре находится уникальный каменный престол и на него уже стала попадать вода. Всё это время я пытался найти людей с хорошим достатком чтобы они поучаствовали деньгами в восстановлении храма. Я предлагал некоторым из них даже устроить на кладбище семейную усыпальницу, чтобы пробудить интерес к этим древним местам. К сожалению, значительных сумм так никто и не выделил. Для официальных работ нужна масса бумажных согласований и денег. Пугает не бумажная рутина, а отсутствие средств. Если что-то сегодня делать неофициально, то за малые деньги и небольшой объем. Кроме этого, есть опасение, если что-то сделаешь не так, впоследствии это аукнется, или откроется неофициальность и последует наказание, на этот счет уже есть предупреждение. Есть проблемы с документами. Несмотря на это, мы направили прошение о выделении денег на реставрацию Благовещенского погоста - памятника федерального значения. Просили, надеясь, что дадут хоть мизер, сделать хорошую крышу. Прошло почти четыре года - ответа нет никакого. Со стороны Флорищ мы стали делать дорогу, чтобы иметь возможность проезжать в Тимошино на любой машине. Надо было сделать две хороших переправы через две речки. Нам очень помогало Кольчугинское ДРСУ. Мы сделали одну переправу, и совсем чуть чуть не успели сделать вторую. Но тут директора сняли, а другой нам помогать отказался. Дорогу в Тимошкино мы все равно сделаем рано или поздно, но все же хочется побыстрее. Храмы в плачевном состоянии - согласен! Но не будь нашей, пусть маленькой, но целенаправленной заботы о храме, что могло быть с Благовещенским погостом ("памятником охраняемым Государством") - даже подумать страшно! P.S. Можете процитировать мои слова, это на ваше усмотрение. С искренним уважением прот. Вячеслав село Флорищи, Кольчугинский район, Владимирская область, Россия. 2009 год |
|
Последний взгляд на Благовещенский погост Кольчугинского района Владимирской области. Прим. 2017: деревянный шпиль колокольни давно упал и перестал быть маяком, возвышающимся над лесом. |
ангел-хранитель намоленого веками, но теперь скорбного, молчаливого, несчастного от грабежей и вандализма места сего урочища Благовещенский погост Кольчугинского района Владимирской области |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|