История Фетиново от ранних веков.*
В 1630-е - 1640-е годы, когда Фетиново принадлежало боярину Семёну Васильевичу Прозоровскому, в нём значилась сгоревшая деревянная Никольская церковь с приделом Леонтия Ростовского.
Новый храм, тоже деревянный, упоминается лишь в 1670 году, при новом владельце села Иване Васильевиче Обруцком.
К 1678 году оно перешло к дьяку Ивану Якимовичу Клементьеву.
В 1737 году вотчинник Андрей Петрович Клементьев возвёл на месте сгоревшей новую деревянную церковь.
Каменный храм выстроен в 1819 году на средства помещика П.М. Абрамова.
В 1833 году расширена трапезная с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского.
Интересная особенность церкви, это её весьма своеобразное замысловато-сложное название, или посвящение главного алтаря,
которое по всей России встречается только на 8 храмах: "Церковь поклонения веригам апостола Петра".
На деле это типичная сельская церковь в упрощённых формах позднего классицизма, с тяжеловатыми приземистыми пропорциями.
Необычна колокольня церкви - ярус звона со своей высотой почти равен двум нижележащим ярусам, диспропорционален.
Арки площадки звона большие, с белокаменными замками, поддерживающие их пилоны квадратные.
Основной объем представлен архитектурным типом "ротонда на четверике".
Когда-то сверху здесь был барабан и небольшая главка.
Четверик оформлен четырёхпилястровыми портиками с юга и севера, несущими наложенные на стену широкие треугольные фронтоны.
То есть сельские строители сохранили официальный стиль классицизма, но обошлись без крайне сложных и трудоёмких поддерживающих отдельностоящих колонн.
Карнизы, скаты фронтонов профилированные, белокаменные.
Церковь отличается широким применением тонко и качественно профилированных известково-белокаменных деталей.
Они придавали ей нарядность и праздничность.
Полукруглая апсида церкви широка и понижена.
Находясь внутри храма, мы видим переход от четверика к ротонде посредством парусов.
Если присмотреться по-внимательнее, строители весьма умело экономили материал.
Например, кроме эффектно пустой коробки верха колокольни, пара окон ротонды ложные, а внутри четверика основного объёма окна сделаны в глубоких амбразурах стен, эти самые амбразуры экономят под четверть кладочного материала самих стен.
Ещё больше экономят материал широкие арки между трапезной и основным объёмом, между основным объёмом и алтарной части.
Такие решения вполне уместны и имеют выгодные преимущества.
Внутри церковь не кажется маленькой, а если её по сезону хотя-бы слегка протапливать, объёмы хорошо и свободно соединены общим пространством, что очень важно для циркуляции тёплого воздуха.
Летом же наоборот, в храме не душно, легко дышится.
Обратная сторона экономии - центральная трещина в стене по всей высоте апсиды.
В интерьере сохранились подлинные кусочки мозаичного пола в стиле модерн.
В советское время трапезная полностью разрушена, утрачены венчающие части храма и колокольни, значительно повреждены сохравившиеся архитектурные объёмы.
На фасадах кирпичной с белокаменными деталями постройки сохранились следы известковой обмазки.
* - Здесь и далее в информационных целях использованы сгруппированые из различных источников сведения, представленные в официальном справочнике Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область: Ч. 3, М.: Academia, 2017 с авторскими дополнениями. |