|
|
|||
Природа в здешних местах угрюмая и труднопроходимая, ландшафт плоский, земля тощая, воздух нездоровый.
Пятница, оно же Великодворье, оно же Великие дворы, - по сути изначально старинный погост при церкви.
Место за несколько веков приросло тридцатью—сорока жилыми избами, вытянувшимися в одну линию дороги на север.
При советах основную дорогу перенесли на восток, для удобства пересечения над железнодорожными путями и объезда к соседнему стекольному заводу и посёлку Великодворский.
|
Мёртвый техногенный водоём. Рыбы, водорослей нет, чайки не летают, комары сами дохнут. В мутную жёлтую жижу иногда, от нечего делать, можно зайти помочить ноги. Дальше опять ультрафиолет и лёгкий ветерочек. |
||||
|
Карьер намыва Великодворского горно-обогатительного комбината у деревни Пятница по размерам напоминает озеро. |
|||
Не молочная река, не кисельные берега. |
||||
Рыбы нет даже в четверг, в рыбный день. Великодворское озеро относится к Пятнице по простой причине, проехать к берегу можно только из деревни, само Великодворье отрезано железной дорогой. |
||||
|
Установка намыва кварцевого песка у села Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области. |
|||
Озеро намыва кварцевого песка у села Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области хорошее, фактурное место для съемок фильмов про инопланетян. |
||||
Желающих купаться именно в карьере кварцевого песка не обнаружено, хотя от Москвы до самых до окраин их самих неимоверное количество. |
||||
Местные Великодворские девчонки просто так гуляют в промзоне, от нечего делать. |
||||
Заехать на чистый кварцевый песок на автомобиле можно, но выезжать на одной оси без блокировки мостов будет затруднительно. |
||||
Посреди озера намыва находится заросший лесом остров. |
Общий вид села Пятница (Великодворье). |
|
Вид села с площадки перед церковью. |
|
Главная улица села Пятница (Великодворье) Гусь-Хрустального района Владимирской области в мае месяце. |
|
Главная улица в марте месяце. Она же и единственная. |
|
Зима в селе Пятница (Великодворье). |
|
Жилые дома в селе вытянуты вдоль единственной главной улицы. Нумерация сквозная обходом против часовой стрелки. |
|
Дальний конец села. |
|
Последний дом в селе Пятница (Великодворье) выходит на карьер кварцевого песка Великодворского горно-обогатительного комбината. |
Дом 3 в селе Пятница (Великодворье). |
|
Дом 10 в селе Пятница (Великодворье) | |
Дом 12 в селе Пятница (Великодворье) | |
Дом 12А в селе Пятница (Великодворье)
Домовая резьба в местном вкусе. |
|
Дом 14 в селе Пятница (Великодворье) полужилой |
Дом 15 в селе Пятница (Великодворье) зелёный домик напротив храма. Гусь-Хрустальный район
|
|
Дом 17 в селе Пятница (Великодворье) | |
Дом 19А в селе Пятница (Великодворье)
Современная сельская архитектура без архитектора. |
|
Дом 48 в селе Пятница (Великодворье). | |
Типичная дачная жизнь в селе Пятница (Великодворье). |
Церковь Параскевы Пятницы весной. Слева от входа на территорию колодец. Вода свежая, прямо из могил. Несмотря на то, что это не родник и вода не проточная, колодец объявлен святым источником. |
|
Мамаша с тремя детьми на входе в храм. |
|
Общий вид церкви с юго-запада. Пятницкая церковь деревянная, православная, действующая, с мощами преподобного Петра Великодворского (Чельцова) | |
|
|
Северный фасад и северный вход для технических нужд. |
|
Колокольня деревянной церкви. Пятницкая церковь является памятником архитектуры. |
|
Село Великодворье (Великий Двор) впервые упоминается в 17 веке состоящим в Рязанском уезде Стружанской волости. По окладным книгам Старорязанского стана не позднее 1676 года известно о существовании церкви "Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа", при ней "поп Тимофей Трафимов" (до 1676 года), "поп Тимофей Артемьев" (с 1676 по 1698 годы) и "пономарь Гаврилко Стефанов". Тогда в селе было 67 дворов, но, судя по челобитной попа Тимофея от 14 августа 1699, где он просит "сбавить" податей, к началу XVIII века село обезлюдело. Помещики вывезли своих людей в "иныя поместья", часть приходских деревень были переведены в другие приходы. Мало того, по всей видимости далеко не случайно, а ввиду непростых условий архивными источниками сообщается, что в 1726 году "поп Стефан Семенов скрылся". Церковь, находясь при кладбище в глухих болотистых лесах Мещеры, не имела даже сенных покосов. Старая Воскресенская церковь сильно обветшала, и в 1783 году было дано дозволение, согласно просьбе иерея Андрея Иванова "с приходскими людьми", на построение новой церкви, "деревянной же Воскресенской, с Пятницким приделом". В новый храм был назначен новый священник о. Андрей Иоаннов. В 1829 году иерей Василий Елисеев просит дозволения крыть церковь новым тесом. Однако в 1830 году за какие-то провинности о. Василия лишают священнического сана и неизвестно, был ли выполнен ремонт или нет. Вместо о. Василия назначают о. Гавриила (Иоаннова Черкасского). В 1867 году к храму пристроен Введенский придел и возведена колокольня.
|
|
|
|
В 1918 году (по другим сведениям в 1920) старый подлинный храм сгорел.
Вместо него в 1924 году прихожане построили закамуфлированную избу-пятистенок, задняя часть которой, выдвигась в кладбище и невидимая с центральной улицы, была не просто стеной, а слегка обозначенной трехгранной алтарной частью храма.
Кровля постройки была двускатной, вальмовой, простой формы с продольным коньком, крыта железом, из которого торчала труба единственной кирпичной печи.
В таком виде, приспособленном от расстрельного режима верных марксистов-ленинцев, новый Параскевинский Пятницкий храм существовал до 1955 года, когда в него был назначен священником о. Пётр (Чельцов Пётр Алексеевич), уроженец Рязанской области, член Священного Собора в Москве,
неоднократно репрессированный большевиками священнослужитель храмов в Нарме, Заколпье, освобожденный по амнистии после смерти Сталина.
Отец Пётр при жизни перенес тяжелейшие испытания, был сослан на Соловки в страшный концлагерь СЛОН, но достойно претерпел все мучения.
При служении о. Петра Чельцова на кровле Пятницкого храма появилась скромная главка-луковка, увенчанная православным крестом, пристроено открытое западное крыльцо-паперть.
В 1972 году протоиерей Пётр скончался в селе Пятница. Погребён за алтарем храма святой великомученицы Параскевы Пятницы.
В 2000 году на Освящённом Юбилейном Архиерейском соборе канонизирован в Соборе новомучеников как священноисповедник.
22 октября 2000 года состоялось обретение мощей и положение во храме св. вмц. Параскевы Пятницы.
В 1980-х Пятницкая церковь села Великодворье (Пятница тож) была перестроена и распространена объемами, устроена колокольня, фасады обшиты тесом и, впоследствии, нарядно покрашены. Материалы:
|
|
|
|
|
|
|
Могилки за алтарём Параскевинского храма. |
|
Могила инока Валаамского монастыря Панхария. |
|
Надписи на надгробии:
|
|
Схимонахиня Августина. 25/III 1988. |
|
Схимоханиня Афинагора Серафимо-Дивеевского монастыря (справа). |
|
Схимонахиня Еликонида. В миру Лукина Мария Васильевна. 1926г.-1998г. |
Безымянная могила. |
|
Образ Успения Божией Матери, чеканка по латуни. |
|
Средневековое православное кладбище подчищено при большевиках, о могилах напоминают деревья. |
|
Современное кладбище в селе Пятница (Великодворье), общий вид. |
|
Могила Марии Чельцовой за алтарём Параскевинского храма: "Под сим крестом покоится тело рабы божия матушки Чельцовой Марии Ивановны жития ея 80 лет скончалась 4 декабря 1972 г. Упокой Господи душу усопшия рабы твоея." |
|
Дорожный указатель села Пятница (Великодворье). Дорога Гусь-Хрустальный Владимирской области - Тума Рязанской области. |
|
карта села Пятница (Великодворье) некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|