Восстановление храма Воздвижения Креста Господня в Нарме Гусь-Хрустального района Владимирской области, фото 2019 и 2006 годов. |
|
||||
Посёлок Нарма был основан в лесистой местности Мещеры в 1814 году судогодским купцом второй гильдии Яковом Ивановичем Барсковым, который устроил стеклянную фабрику в Онопинской пустоши близ деревни Жары. Предприятие выпускало штофы, бутылки и питейную посуду. Возможное изменение буквы «о» в названии на «а» произошло вследствие привлечения мастеров из Московской губернии, которые говорили на «а». С 1823 года фабрика принадлежала Прокофию и Дмитрию Барсковым, сыновьям основателя. К 1914 году основной капитал торгового дома Барсковых составлял более 100 000 тысяч рублей, на заводе трудилось более 200 рабочих. Ввиду отсутствия своей церкви население Нарма было приписано к церкви Покрова, находившейся между деревнями Поповичи и Арсамаки (48 километров на север по прямой). При большевиках церковь закрывали, открывали, регулярно ссылая священнослужителей в концлагеря, до тех пор, пока не вытравили всех, а "приход" не превратился в слабенький колхоз. Тем не менее, коммунисты саму церковь, как сооружение, зачистили, но сильно не вандалили. Рядом кладбище, хоронить где-то надо вне зависимости от политического режима и вероисповедания. Взрывы, разрушения, всё это дорого и бессмысленно посреди болот даже для коммунистов. Равнодушие - вот что сильнее любых взрывов и землетрясений. К 1990-м Крестовоздвиженский храм окончательно перешёл в бесхозное состояние. Само село захирело настолько, что от него остался лишь один полужилой дом. Из-за отсутствия системного ухода техническое состояние огромного храмового сооружения, каким является церковь в Нарме, за более чем сто лет существования непрерывно ухудшалось. Первыми сдались кровли, начались протечки, деструкция. Далее, в безлюдном селе, на безлюдном храме появились беспартийные вандалы лихих 1990-х. И продвинутые, вооруженные сканирующей аппаратурой для кладоискательства, специальным снаряжением и навигацией, и обычные, рядовые хулиганы, дебилы, и любители дармовых стройматериалов, куда без них. Гибель церкви стала неизбежной. Восстановление началось, в основном, благодаря Интернету, путём свободного распространения информации. Реальные созидательные действия неравнодушных граждан начались в 2018 году силами "московского прихода". 2019 год церковь встретила на подъёме, с кровлями в стадии начала ремонта. |
Дом 1, село Нарма, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область. Не так давно это был единственный жилой дом - дача на въезде в село Нарма. |
|
все старые постройки центра бывшего села, давно и полностью разобраны на стройматериалы фельдшерский пункт и артефакт, который остался лишь на фотографии - табличка, которая когда-то висела на входе; не существует |
В 2019 году частное лицо оформило в частную собственность землю под ИЖС в Нарме. Для начала - участок 25 соток с кадастровой стоимостью всего 87 тысяч рублей, то есть практически даром. И Нарма сделала гигантский рывок из статуса исчезающего села в активно развивающийся населённый пункт с предположительно условным статусом православного кластера. Появилась новая застройка новой Нармы новыми деревянными коттеджами, а может и кельями. новый, всегда трезвый сторож в Нарме |
Новые и старые кресты и главы. Старые главы были позитивно-светлые, крашеные жёлтой охрой, которая за 100 лет облезла и смылась, и за ржавчиной трудно рассмотреть основную краску. Подтверждение наличия позолоты требует специальных исследований и научной фиксации, но работы подобного рода никого здесь не интересуют, а специалисты такого класса и уровня игнорируются за ненадобностью. Однако всё это нисколько не влияет на необходимость уважать первоначальные замыслы храмостроителя и зодчего, что является составной частью уровня культуры работы с памятником храмовой архитектуры. |
На кровельный материал используется современное чёрное многослойное крашеное железо. Ремонт идёт полным ходом, судя по всему, вообще без архитектора и какого-либо проекта, поэтому понять, кто принял решение сделать на православном храме завершения в стиле черной готики, в цветовой гамме "под сатанизм", невозможно. Вся "разрешительная документация" госорганов охраны памятников на производство работ, судя по сайту "московского прихода", фейковая. Разрешили только мусор прибрать, а чёрные главы и кресты никто не разрешал делать. Обязательная молниезащита уже не сделана, антиприсадочные приспособления (чтобы птицы не гадили) уже никто не будет делать, процессы ушли на ярус вниз (июнь 2019). |
Работа с подбором фальцев и швов кровельного железа взакрой современными специалистами выполняется более качественно, чем первоначальная сшивка оригинала, сделаная старыми кровельщиками. |
Укладка картин новой кровли сложной формы на апсидах Крестовоздвиженской церкви в селе Нарма Гусь-Хрустального района Владимирской области производится летучей интербригадой (культурное наименование шабашников) "хозяйственным способом". Никаких юрлиц и лицензий от СРО и рядом не стояло. Но беспокоит не это, а отсутствие системного подхода, хорошие руки есть, умной головы нет. |
глава и крест центральной апсиды разобраны, сняты, но пока не выброшены, по ним в условиях полевой мастерской возможно будут изготовлены копии |
Рабочее место кровельщика на месте фельдшерского пункта в селе Нарма. Здесь производится раскрой кровельных заготовок из рулонной многослойной стали. колокольня объект второй очереди, так как кровля на ней сохранилась лучше, чем на основном объёме |
Свежая побелка на декоративных кокошниках четверика Вознесенской церкви. |
Западный вход в церковь Воздвижения Креста Господня в селе Нарма Гусь-Хрустального района Владимирской области в процессе ремонта |
табличка 2018 года на Воздвиженской церкви:
|
Общий вид центральной части храма в 2019 и 2006 году. После системных набегов целых бригад мародёров, вандалов и кладоискателей храм полностью лишился подлинного иконостаса и всего прочего, чем можно безнаказанно поживиться. |
цветные витражи окна |
Интерьер церкви Воздвижения в селе Нарма, фотографии 2019 и 2006 годов. |
Пресвятая дева Мария и сюжет пеленание младенца Иисуса Христа. |
Северная часть помещения Воздвиженской церкви (2019) и северный неф до разборки завалов (2006). |
сюжет росписей колонны в интерьере Воздвиженской церкви, фото 2006; утрачен |
Остатки центрального бронзового светильника в 2019 и 2006 годах. Есть разница в отсутствующих деталях. |
бронзовый светильник, не даёт покоя мародёрам, но висит, не сдаётся |
Руины интерьера в 2018 году усилиями волонтёров обзаведутся временным иконостасом. Помещение притемнено установкой снаружи строительных лесов и временной защитой окон. На самом деле храм очень светлый (фото 2006). Развороченные полы над техподпольем в 2019 и 2006 годах. Тёплый храм в Нарме весьма сложное в инженерном плане сооружение. В России тёплые полы получили широкое распространение ещё в 19-м веке. В отсталой Европе их стали патентовать и предлагать как высочайшее достижение западной цивилизации в системах отопления спустя полторы сотни лет, в конце 20-го века. Северный вход в интерьере Воздвиженской церкви в 2019 и в 2006 годах. Фигура Божией Матери с молчаливым взором. Украдена, унесена из храма в Нарме, уничтожена вандалами. |
Церковь Воздвижения расположена на окраине несуществующего уже села Нарма и с двух сторон окружена кладбищем. В 1637-48 годах здесь существовала деревянная церковь Николая Чудотворца с теплым приделом Георгия Победоносца, в 1731 году заменённая новым зданием. В 1804 году возведен новый Никольский храм с приделом Воздвижения Креста Господня, но освятить его не успели, он сгорел вместе со старой церковью. В 1806 году сооружена холодная Никольская церковь (ремонтировалась в 1822), а в 1856 году - теплый Богоявленский храм. В 1880 году началось строительство каменного храма. 13 сентября 1988 года освящен главный престол во честь Воздвижения, а 15 сентября - Никольский придел. Колокольня сооружена в 1888-1902 годах. Церковь построена в русском стиле. По свидетельству местных жителей, интерьер расписан в 1912 году иконописцами Иваном и Василием Матвеевичами Люлихиными из с. Солотча Рязанской губернии. Масляная живопись академического направления сохранилась на сводах алтаря и четверика, на западной и частично на других стенах и столбах. Иконографический состав сюжетов традиционен и построен на широко распространенных в конце 19 - начале 20 веков образцах, таких, как росписи храма Христа Спасителя в Москве - "Рождество Богородицы" на северной стене четверика; гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда - "Сон Иосифа", там же, и Г. Доре - "Христос и самаритянка" на северо-западном столбе. Своды алтаря отделены от стен рисованным карнизом, повторяющим рисунок лепного карниза с позолоченными сухариками в основном объёме. Здесь располагаются композиции христологического цикла. В простенках между окнами центральной апсиды - три сцены страстного цикла - "Тайная вечеря" в центре, "Моление о чаше" с юга, "Снятие с креста". На стенах алтаря северного придела - три сюжета богородичного цикла - "Благовещение" в центре, "Встреча Марии и Елизаветы" справа, "Сошествие Святого духа" слева. На своде северного придела продолжен богородичный цикл - "Вознесение Божией Матери", "Покров". В южном ему соответствуют сцены из жития Николая Чудотворца - "Святитель Николай получает омофор". |
В 2019 году на центральном своде уже нет никаких позолоченных лепнин и меандров.
Основание сводчатых перекрытий и центральный свод в интерьере 2019 и 2006 годов.
|
Стремительно устаревающий текст из книги "Свод памятников архитектуры" становится всё более и более непонятным, так как всё, о чём там написано, вся живопись и росписи ежедневно и непрерывно слетают пластами с потолков и стен вместе со штукатуркой. Например: Каждому из девяти компартиментов свода основного объема соответствовали сюжетные композиции, из которых сохранилось две - "Поклонение Троице" (в центре) и "Оплакивание" (восточная часть главного нефа). Круглая центральная композиция обрамлена лепным золоченым карнизом с сухариками; тонкий крестообразный орнамент отмечает место крепления цепи паникадила, он заключен в лепную квадратную раму, обработанную золоченым меандром. Лепные тяги от углов разделяют поверхность свода на четыре равные части, в восточной из которых помещено изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. Остальные сегменты, из которых лучше сохранился южный, заняты изображением разных чинов святых, прославляющих Троицу. В парусах фрагментарно сохранились фигуры сидящих евангелистов. |
Лепнина, вероятно, была исполнена раньше живописи, так как не везде их расположение согласовано. Так большая профилированная розетка под паникадило восточной ячейки среднего нефа вносит диссонанс в композицию "Оплакивание", находясь точно в середине изображения. На снимке 2006 года (слева) видна композиция целиком, на снимке 2019 года (вверху) виден единственный сохранившийся спустя 13 лет фрагмент - лицо мёртвого Иисуса Христа. Символично. Общий вид на запад в 2019 и 2006 годах. В центре находится аналой (сзади напоминающий телевизор), это подлинник, слегка подремонтированный после вандализма. |
Тематика росписей на стенах вторит иконографической программе сводов. По сторонам от входного проёма на западной стене располагаются сюжеты евангельских притч "Возвращение блудного сына", "Милосердный самаритянин", последняя - по Ю. Шнорру фон Карольсфельду. Композиции на боковых стенах помещаются в четыре яруса, из которых сохранлись три нижних; их рисованные рамы переплетаются, объединяя регистры живописи. В верхнем - в люнетах - были написаны фигуры парящих ангелов, поддерживающих иконы. Основное место в первом и третьем ярусах занимают сюжетные композиции, только по краям и по сторонам входов изображены отдельно стоящие фигуры святых. В малом втором ярусе чередуются орнаменты и полуфигуры святых в медальонах. В верхней части столбов - святые в рост, под ними - сюжеты христологического и страстного циклов. Лепные тяги отмечают ребра подпружных арок, грани столбов и образуют рамы отдельных сюжетов. |
Интерьер северной алтарной части Воздвиженской церкви. Здесь, у стены, за кадром, лежит старая пыльная створка входной двери. Дверь эту, разумеется, потом выкинут, зато останется фотография двери и подлинной латунной ручки на ней. |
Фрагмент деревянных крашеных фактур снятой входной двери Воздвиженской церкви. |
Кованая оградка левого (северного) клироса. |
|
Солея и пятиугольный амвон с тремя ступенями. Фотографии 2019 и 2006 годов. |
|
Интерьер южной апсиды. В центре композиция "Поклонение Христу". Утраты значительных площадей настенной живописи с 2006 по 2019 годы. Уже нет и в помине никакого "нежно-розового фона". |
И вновь стремительно устаревающий текст из книги "Свод памятников архитектуры": Лучшей сохранностью отличается центральная композиция южного придела "Поклонение Христу" ("Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные"), помещенная на нежно-розовом фоне стены; её рисованная профилированная прямоугольная рама подражает резным обрамлениям алтаря, но имеет трёхлопастное завершение. Пространство не отличается глубиной, фигуры в статичных позах изображены на плоском и достаточно условном светлом фоне облаков. Особое внимание уделено свободно написанным тканям с множеством складок. Ясный, но приглушенный колорит построен на мягком сочетании разбеленных тонов. |
Южный неф. |
|
Южный неф и южный (правый) клирос с оградкой в интерьере Воздвиженской церкви. |
|
Рака для мощей, она же коробочка для покойника. Когда-то ещё сохранялись никем не тронутые подлинные фрагменты покрывал, полуистлевшие рассыпающиеся кружевные салфетки ручной вышивки. Место для моления и ритуальных действий было устроено возле раки для мощей усопших кем-то из посетителей (или посетительниц) кладбища. Затем придут вандалы и сатанисты, устроят костёр прямо на этой несчастной раке для мощей, сожгут крышку. Затем заботливые руки волонтёров прикроют этот позор вандализма и сделают временную крышку из ОСП. |
|
Южная стена и южный вход. Задумка архитектора профессиональна и удачна - большие окна в два яруса впускают очень много света и делают храм потрясающе светлым и высоким домом для Бога нашего. |
|
Образ святого Пантелеимона в росписях южной стены Воздвиженской церкви 2019 - 2006 |
|
Образ Иоанна Предтечи в росписях южной стены Воздвиженской церкви 2019 - 2006 |
Святая Ирина, роспись в интерьере Воздвиженской церкви. |
орнаментальный мотив в росписи над входной дверью |
Остатки подлинной фрамуги южной входной двери Воздвиженской церкви с подлинным остеклением из стекла ручной выделки. |
|
Мозаичные полы в притворе. |
|
Сохранились полы из метлахской плитки на довольно больших площадях. В проёмах стен храма местами уцелели подлинные дверные и оконные столярные заполнения, железные решетки сложного геометрического рисунка. |
|
Западный вход и итоги волонтёрского десанта в августе 2018 на церковь Воздвижения Креста Господня в селе Нарма: временная кровля над притвором, соединяющим основной объём и колокольню |
|
Ящик для пожертвований в помещении Воздвиженской церкви. |
Свечи и неугасимые лампады в свободное от редких служб время здесь не практикуются. Нарма стоит на болотах, но в самой Нарме нет ни грамма воды, никакой, ни питьевой, ни технической. Полностью отсутствуют какие-либо средства для пожаротушения. Идёт ремонт, а нет ни одного огнетушителя. Хорошо, что хоть бригада некурящая. |
Образ святого равноапостольного великого князя Владимира на аналое в интерьере Воздвиженской церкви. |
центральная апсида Воздвиженской церкви |
В храме Воздвижения Креста Господня села Нарма служил Чельцов Петр Алексеевич, который впоследствии в 2000 году на Освященном Юбилейном Архиерейском соборе канонизирован в Соборе новомучеников как священноисповедник, стал местночтимым святым. В апреле 1936 года протоиерей Петр освободился из советского концлагеря в Вологодской области, в котором в 1933 году оказался по уголовному обвинению в помощи ссыльным, и архиепископом Феодором (Яцковичем) определён священником к Казанской церкви (?) с. Нарма Курловского (ныне Гусь-Хрустального) района Владимирской области. В 1941 году храм села Нарма решением властей закрыт. 28 апреля 1941 года отец Петр был арестован за неуплату налогов и нарсудом Курловского района приговорен к 1 году заключения в исправительно-трудовом лагере. Заключение отбывал в Угличском ИТЛ. Освободившись 15 мая 1942 года, он вернулся в с. Нарма. В 1943 году назначен служением в храм села Заколпье. Но и там продолжатся гонения по обвинениям в "антисоветском подполье", арест в 1949 году, допросы, истязания пожилого 62-летнего священника. В 1950-м его этапируют в Коми ССР в ГУЛАГ станции Абезь как особоопасного преступника за так ничем и не подтверждённую "контрреволюционную деятельность", за то, что при обыске нашли два портрета государя Николая II. В 1955 лагерная администрация признает инвалидность 2 группы у батюшки и его освободят как престарелого и инвалида. По возвращении Пётр Чельцов будет назначен в церковь села Пятницы. Здесь отец Пётр прослужит до 1972 года и преставится ко Господу. Мощи новомученика святого праведного Петра Великодворского обретены в 2000-м году, находятся в его последнем пристанище, скромном деревянном Параскевинском храме в селе Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области. Но при жизни отец Пётр не терял связи с Нармой. Здесь, в Нарме, на кладбище при Крестовоздвиженской церкви, похоронена его мать, раба Божия Ольга. В конце 1960-х - начале 1970-х, после того, как Никита Сергевич Хрущёв на очередном партийном съезде обещал показать по телевизору последнего попа, огромная, осиротевшая, бесприходная Крестовоздвиженская церковь в Нарме стала ветшать и разрушаться. Тем не менее, гигантский храм в абсолютной лесной глуши, в дальнем безлюдном углу заповедной Мещеры, производит неизгладимое впечатление, особенно своими объёмами внутри. |
|
Кладбище в Нарме Гусь-Хрустального района Владимирской области действующее. |
старое окно и старая кирпичная кладка Воздвиженской церкви |
Наилучший вид любой православной церкви с юго-востока дает наилучший обзор для оценки архитектурно-планировочного решения. |
план церкви Воздвижения в Нарме Свод памятников (план, искусствоведческие сведения) |
Церковь Воздвижения в селе Нарма до 2018 года была недействующая, фотография. |
|
Церковь в Нарме подремонтируют и она оживёт, будем надеяться. |
|
карта села Нарма некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|