шапка

Нарма
село Гусь-Хрустального района Владимирской области

фотоальбом
церковь, кладбище
© фотографии 2006 года

Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Нарма Гусь-Хрустального района Владимирской области

Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Нарма Гусь-Хрустального района Владимирской области.


Посёлок Нарма был основан в лесистой местности Мещеры в 1814 году судогодским купцом второй гильдии Яковом Ивановичем Барсковым, который устроил стеклянную фабрику в Онопинской пустоши близ деревни Жары. Предприятие выпускало штофы, бутылки и питейную посуду. Возможное изменение буквы «о» в названии на «а» произошло вследствие привлечения мастеров из Московской губернии, которые говорили на «а».

С 1823 года фабрика принадлежала Прокофию и Дмитрию Барсковым, сыновьям основателя.

К 1914 году основной капитал торгового дома Барсковых составлял более 100 000 тысяч рублей, на заводе трудилось более 200 рабочих. Ввиду отсутствия своей церкви население Нарма было приписано к церкви Покрова, находившейся между деревнями Поповичи и Арсамаки (48 километров на север по прямой).

На главную

География на сайте a33.ru

Владимирская область

Гусь-Хрустальный район
Гусь-Хрустальный район

Нарма
Нарма

Наверх    Вверх на 1 пункт    0    Вниз на один пункт    Вниз

Нарма, центр бывшего села, фотография

Нарма, центр бывшего села, фотография. Все постройки, кроме церкви, полностью разобраны на стройматериалы.

Единственный жилой дом-дача на въезде в бывшее село Нарма

Единственный жилой дом-дача на въезде в бывшее село Нарма.

Фельдшерский пункт

Фельдшерский пункт. Снесён.

табличка фельдшерского пункта в Нарме

табличка фельдшерского пункта в Нарме

Церковь Воздвижения в селе Нарма недействующая, фотография

Церковь Воздвижения в селе Нарма недействующая, фотография.

Кресты и главы

Кресты и главы.

колокольня

колокольня

Наверх    Вверх на 1 пункт    1    Вниз на один пункт    Вниз

Наилучший вид любой православной церкви с юго-востока

Наилучший вид любой православной церкви с юго-востока дает наилучший обзор для оценки архитектурно-планировочного решения.

план церкви Воздвижения в Нарме

план церкви Воздвижения в Нарме

Картинка и весь пояснительный текст ниже: Свод памятников

Центральная апсида

Центральная апсида.


Глава и крест центральной апсиды

Глава и крест центральной апсиды

Церковь Воздвижения расположена на окраине несуществующего уже села Нарма и с двух сторон окружена кладбищем. В 1637-48 годах здесь существовала деревянная церковь Николая Чудотворца с теплым приделом Георгия Победоносца, в 1731 году заменённая новым зданием.

В 1804 году возведен новый Никольский храм с приделом Воздвижения Креста Господня, но освятить его не успели, он сгорел вместе со старой церковью.

В 1806 году сооружена холодная Никольская церковь (ремонтировалась в 1822), а в 1856 году - теплый Богоявленский храм.

В 1880 году началось строительство каменного храма. 13 сентября 1988 года освящен главный престол во честь Воздвижения, а 15 сентября - Никольский придел.

Колокольня сооружена в 1888-1902 годах.

Текст: Свод памятников

Старая кирпичная кладка с лицевыми тычками

Старая кирпичная кладка с лицевыми тычками.

Интерьер церкви Воздвижения в селе Нарма, фотография

Интерьер церкви Воздвижения в селе Нарма, фотография.

Наверх    Вверх на 1 пункт    2    Вниз на один пункт    Вниз

Развороченные полы над техподпольем

Развороченные полы над техподпольем.

Руины интерьера

Руины интерьера.


Солея

Солея.


Кованая оградка левого клироса

Кованая оградка левого клироса.


Южный неф

Южный неф.

Церковь построена в русском стиле. По свидетельству местных жителей, интерьер расписан в 1912 году иконописцами Иваном и Василием Матвеевичами Люлихиными из с. Солотча Рязанской губернии.

Масляная живопись академического направления сохранилась на сводах алтаря и четверика, на западной и частично на других стенах и столбах.

Иконографический состав сюжетов традиционен и построен на широко распространенных в конце 19 - начале 20 веков образцах, таких, как росписи храма Христа Спасителя в Москве - "Рождество Богородицы" на северной стене четверика; гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда - "Сон Иосифа", там же, и Г. Доре - "Христос и самаритянка" на северо-западном столбе.

Своды алтаря отделены от стен рисованным карнизом, повторяющим рисунок лепного карниза с позолоченными сухариками в основном объёме. Здесь располагаются композиции христологического цикла. В простенках между окнами центральной апсиды - три сцены страстного цикла - "Тайная вечеря" в центре, "Моление о чаше" с юга, "Снятие с креста". На стенах алтаря северного придела - три сюжета богородичного цикла - "Благовещение" в центре, "Встреча Марии и Елизаветы" справа, "Сошествие Святого духа" слева. На своде северного придела продолжен богородичный цикл - "Вознесение Божией Матери", "Покров". В южном ему соответствуют сцены из жития Николая Чудотворца - "Святитель Николай получает омофор".

Наверх    Вверх на 1 пункт    3    Вниз на один пункт    Вниз

Интерьер южной апсиды

Интерьер южной апсиды. В центре композиция "Поклонение Христу".


Фигура Божией Матери

Фигура Божией Матери.

Лучшей сохранностью отличается центральная композиция южного придела "Поклонение Христу" ("Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные"), помещенная на нежно-розовом фоне стены; её рисованная профилированная прямоугольная рама подражает резным обрамлениям алтаря, но имеет трёхлопастное завершение. Пространство не отличается глубиной, фигуры в статичных позах изображены на плоском и достаточно условном светлом фоне облаков. Особое внимание уделено свободно написанным тканям с множеством складок. Ясный, но приглушенный колорит построен на мягком сочетании разбеленных тонов.

Интерьер центральной апсиды

Интерьер центральной апсиды.

Рака для мощей, она же коробочка для покойника

Рака для мощей, она же коробочка для покойника. Сохранились никем не тронутые подлинные фрагменты покрывал, полуистлевшие рассыпающиеся кружевные салфетки ручной вышивки.

сюжет пеленание младенца Иисуса Христа

сюжет пеленание младенца Иисуса Христа

Место для моления и ритуальных действий устроено возле раки для усопших

Место для моления и ритуальных действий устроено возле раки для усопших кем-то из посетителей (или посетительниц) кладбища.

Матерь Божия

молчаливая Матерь Божия

Общий вид центральной части храма

Общий вид центральной части храма.

цветные витражи

цветные витражи

Наверх    Вверх на 1 пункт    4    Вниз на один пункт    Вниз

Центральный свод в интерьере

Центральный свод в интерьере.

сюжет росписей колонны

сюжет росписей колонны

Основание сводчатых перекрытий

Основание сводчатых перекрытий.


Фрагмент потолка

Фрагмент потолка. Лепнина, вероятно, была исполнена раньше живописи.


Общий вид на запад

Общий вид на запад.


Остатки бронзового светильника

Остатки бронзового светильника.


Нет прохода

Нет прохода.

светильник

светильник


Каждому из девяти компартиментов свода основного объема соответствовали сюжетные композиции, из которых сохранилось две - "Поклонение Троице" (в центре) и "Оплакивание" (восточная часть главного нефа). Круглая центральная композиция обрамлена лепным золоченым карнизом с сухариками; тонкий крестообразный орнамент отмечает место крепления цепи паникадила, он заключен в лепную квадратную раму, обработанную золоченым меандром. Лепные тяги от углов разделяют поверхность свода на четыре равные части, в восточной из которых помещено изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. Остальные сегменты, из которых лучше сохранился южный, заняты изображением разных чинов святых, прославляющих Троицу. В парусах фрагментарно сохранились фигуры сидящих евангелистов.

Лепные тяги отмечают ребра подпружных арок, грани столбов и образуют рамы отдельных сюжетов. Лепнина, вероятно, была исполнена раньше живописи, так как не везде их расположение согласовано. Так большая профилированная розетка под паникадило восточной ячейки среднего нефа вносит диссонанс в композицию "Оплакивание", находясь точно в середине изображения.

Тематика росписей на стенах вторит иконографической программе сводов. По сторонам от входного проёма на западной стене располагаются сюжеты евангельских притч "Возвращение блудного сына", "Милосердный самаритянин", последняя - по Ю. Шнорру фон Карольсфельду. Композиции на боковых стенах помещаются в четыре яруса, из которых сохранлись три нижних; их рисованные рамы переплетаются, объединяя регистры живописи. В верхнем - в люнетах - были написаны фигуры парящих ангелов, поддерживающих иконы. Основное место в перовм и третьем ярусах занимают сюжетные композиции, только по краям и по сторонам входов изображены отдельно стоящие фигуры святых. В малом втором ярусе чередуются орнаменты и полуфигуры святых в медальонах. В верхней части столбов - святые в рост, под ними - сюжеты христологического и страстного циклов.

Наверх    Вверх на 1 пункт    5    Вниз на один пункт    Вниз

Северный вход

Северный вход.

старинные стёкла ручной выделки

старинные стёкла ручной выделки

Святая Ирина

Святая Ирина.


Южная стена и южный вход

Южная стена и южный вход.

Пресвятая дева Мария

Пресвятая дева Мария.

Иоанн Предтеча

Святые Иоанн Предтеча и Пантелеимон.

Святой Пантелеимон

Мозаичные полы в притворе

Мозаичные полы в притворе.

Полы из керамической метлахской плитки

Сохранились полы из метлахской плитки на довольно больших площадях.

В проёмах стен храма местами уцелели подлинные дверные и оконные столярные заполнения, железные решетки сложного геометрического рисунка.

Наверх    Вверх на 1 пункт    6    Вниз на один пункт    Вниз

Западный вход

Западный вход.

Наверх    Вверх на 1 пункт

карта села Нарма

Некоторые географические объекты на карте Яндекс прорисованы с участием a33.ru

 
 
 
 
 

logo

Все права защищены © Олег Щёлоков
Рекомендуемое разрешение монитора не менее 1280х1024
Web Master: Oleg ShCholokov