Вид Черсево зимой. Черсево - старинное село, но после сломки церкви большевиками стало деревней, а после уточнения и прорисовки Яндекс-карт силами a33.ru опять стала селом))). Черсево упоминается ещё в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия II Васильевича от 3 мая 1461 г. |
|
||||
По писцовым книгам 1628-1629 годов владельцами Черсево и прилегающих деревень числятся три помещика: владимирцы Иван Дубенский и Михаил Абрамов; кроме них часть села принадлежала "иноземцу-немчину" Ивану Медтакову. С того же времени известна здесь церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, построенная на мирские деньги. К 1677 году церковь перешла в ведение Рязанской епархии, а служил в ней в это время поп Андрей. К концу XVII века в Черсеве имелся двор боярский, двор прикащиков, и, включая округу, 65 дворов крестьянских и 38 бобыльских. В 1785 обветавшую деревянную церковь разобрали и выстроили новую, тоже деревянную, к которой в 1857 пристроили теплый придел. Вновь расширена трапезная была пристройкой с запада в 1883 году. При этом отмечается, что церковь "потеряла первоначальный вид", но старый иконостас от 1785 года остался. Особенно чтили и любили прихожане иконы, писаные на горе Афон с образами Божией Матери Иверской и святого мученика Пантелеимона. Однако большевики после Октябрьского переворота отнюдь не разделяли религиозных чувств местного народонаселения и Введенская церковь при советской власти была полностью разобрана. Известно Черсево и Святым источником, истоком речки Черсевки. В стародавние времена в одном месте пробивалось сразу семь ключиков, сейчас их осталось пять, а может и меньше. Своими глазами я точно видел пять ключей, все пересчитал и, на всякий случай, перефотографировал. Чуть ниже от ключей, метрах в тридцати, устроена бетонная купель, так как считается, что местная вода активно омолаживает, потому здесь купаются и зимой, по выходным собираются целые стаи моржей, то есть желающих омолодиться. Естественно, к христианству эти граждане практически никакого отношения не имеют и привносят элемент мусоризации экологической обстановки.Само Черсево представляет собой весьма большую и протяжённую жилую деревню. Жить здесь по современным представлениям практически невыносимо, нет газа, водопровода, канализации и давно не существует какого-либо сельскохозяйственного производства, то есть рабочих мест. Общественная и коммерческая инфраструктура не работает или не существует. Другое дело отдых в Черсево: мощная рыбалка на местном водохранилище, леса Мещеры с их грибами, комарами и болотами, неплохие дороги, построенные военными на свои безусловные нужды, всё это весьма положительные факторы для активного времяпрепровождения. С некоторой натяжкой можно пользоваться и железной дорогой на Муром, но она в стороне, в 15 километрах севернее и нет прямого автобусного сообщения с ж/д платформой. Таким образом, современное Черсево это довольно суетное, популярное и накатанное место, интересное и жителям Владимирского региона и московским колонизаторам, которым на их внедорожниках три сотни километров не крюк. Всё, что находится между Окой и Волгой, считается - "Дача в Подмосковье". В Черсево сквозная нумерация домов без указания улиц. |
Дорога на въезде в Черсево. |
|
Черсево, дом 3. Типичный дом: пятистенок на три окна, сени сбоку, одна печь, обшит тесом, деревянные наличники в местном вкусе. |
Деревянные наличники дома 3 |
Зелёный домик номер 5 и его рыжее котэ. |
|
Дом 12 с яркими деревянными наличниками. |
Деревянные наличники дома 12. |
Большой деревенский дом 34 на пять окон с резным карнизом на фигурных кронштейнах. |
Деревянные наличники дома 34. |
Зеленый домик 43 с сенями справа. |
Деревянные наличники дома 43. |
Изба 47, фотография. |
Деревянные наличники дома 47. |
Черсево, дом 59. Изба с голубыми наличниками. |
|
Дом 63 у дерева. |
Деревянные наличники дома 63. |
село Черсево зимой, фотография. |
Пешеходное обозрение деревни Черсево Гусь-Хрустального района Владимирской области. |
|
Дом без номерной таблички. |
|
Черсево, дом 65 с резными причелинами. |
Деревянные наличники дома 65. |
Черсево, дом 69. Изба Наташа. |
Деревянные наличники дома 69 в селе Черсево Гусь-Хрустального района Владимирской области. |
Черсево, дом 75. Узорчатые наличники в местном вкусе бахромчатые. |
Общий вид дома 75 с нарушенной кровлей. Деревянные наличники дома 75. |
Дом 83 большая деревянная изба на шесть окон. |
|
Черсево, дом 87. |
Деревянные наличники дома 87. |
Дом 89 весьма перекликается по оформлению с домом 75, тоже одна рука. Или голова. |
Деревянные наличники дома 89. |
Изба 97 сильно пострадала от морозного пучения и просадки слабозаглублённого фундамента. |
Деревянные наличники дома 97. |
Берег реки Черсевки вдоль задов деревни Черсево. |
Главная улица деревни. |
|
Черсево, изба 105. |
|
Деревянные наличники дома 109 больше характерны для Ковровского и Вязниковского районов. |
Деревянные наличники дома 109. |
Дом 111 большой на четыре окна с узорчатым резным фронтоном. Местный выговор во Владимирской области: вместо "нарядный дом" "нарядистый дом". |
Деревянные наличники дома 111. |
Небольшой домик 113. |
Деревянные наличники дома 113. |
Резьба и наличники избы 117 очень характерны для Гусь-Хрустального района. |
Деревянные наличники дома 117.
|
Фотография некрашеного деревянного дома 129. Дома с нумерацией за сотню это дальний конец деревни. |
Деревянные наличники дома 129. |
Дальняя часть главной улицы Черсево зимой. |
|
Православным Черсево можно назвать всё-таки с большой натяжкой, т.к. здешние места 70 лет подряд активно обрабатывались железным молохом коммунизма. Часовня площадью в полтора квадратных метра имеет дверь ниже человеческого роста и не слишком почитаема: летом некошеный бурьян, зимой непримятый снег. Ближайшая действующая православная церковь в Тащилово, 7 км южнее. На севере ближайший храм в Золотково, 17 км. |
|
Духовная грамота великого князя Василия II Васильевича
(по материалам Электронной библиотеки исторического факультета МГУ). |
Святой источник Пять Ключей в Черсево, селе Гусь-Хрустального района Владимирской области на реке Черсевке. Для наглядности ключи пронумерованы. |
|
Святой источник Пять ключей, общий вид. |
|
От источника Пять ключей берет начало речка Черсевка. В стародавние времена в одном месте пробивалось сразу семь ключиков, сейчас их осталось пять, а может и меньше. Впрочем, если пройти выше по реке Черсевке, возможно там где-нибудь найдутся ещё два ключика, и место это действительно будет именоваться Святой Источник "Семь Ключей". |
|
Деревянный шатёр над Святым источником Пять ключей уставлен иконами. Народа приезжает в это место много, люди привозят святые образа. Здесь место, намоленое веками. Чтобы без гвалта, шума, криков, всяческих не всегда трезвых компаний, без суеты, спокойно, с Божией молитвой, по всем правилам, окунуться в купель Святого Источника, лучше приезжать рано утром на рассвете. |
|
При Святом источнике Пять ключей обустроена бетонная купель. Купель находится чуть ниже того места, где сливаются в один пять ручейков. | Пост не диета. Река Черсевка и купель. |
Источник Пять ключей омолаживает. В нём купаются и зимой. Купание без молитвы это физическая зарядка. Черсево стало традиционным местом для моржей. На стоянке рядом источником иногда скапливаются десятки машин с желающими помолодеть. Моржуются и мужчины и женщины. Зимой дорогу чистят от заносов. Указателя нет, но ориентир простой, при движении с юга после поворота в саму деревню трасса съезжает в низинку, слева колея вдоль задов деревни на ключи. |
|
Вода в Святом источнике как полагается, кристально чистая. К счастью на самом изливе не особенно мусорят, у людей пробивается совесть. К тому-же здесь нет "технического" налива, когда за водой ходит вся деревня щи сварить, полы помыть, да постирать |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|