дополнения по заметкам епархиального историка Василия Орлова***
По мнению епархиального историка Василия Орлова это название может быть связано с Андреем Никитичем Годуновым.
Село пожаловано ему Царём Грозным Иваном Васильевичем.
На 7-й свадьбе Царя в 1580 году с Царицей Марьей Фёдоровной Нагой значится Андрей Никитич,
"нёсшим царицын коровай" и тем как бы имея в ней почётное участие,
став Царю особенно с того года близким человеком по родству с любимцем Грозного Борисом Фёдоровичем Годуновым и сестрой его,
а Царю невесткой - Ириной Фёдоровной, которым доводился двоюродным братом.
О древности поселения Годунова Н.С. Стромиловым составлен исторический очерк (Владимирские губернские ведомости №№ 33-37, за 1882 год).
Второе название села Годуново - село Андреевское.
Село Годуново, Андреевское тож, находится в Александровском уезде вблизи реки Малый Киржач, по обоим берегам в него текущего ручья Андреевского.
Годуново одно из лучших и ценных в этой волости Александровского уезда помещичьих имений как по недальности от городов и близости от
станций железной дороги, так и по обширности дачи владения (до 800 десятин), особенно по качеству её угодий.
В селе имеется (прим.: здесь и далее актуальность 1886 год) усадьба помещика А.В. Цвиленева: большой дом с надворной и хозяйственной постройками,
плодовый сад и рыбные пруды.
В селе ныне имеется камера мирового судьи 4-го участка александровского округа.
Годуново было издревле селом, имея деревянную с такой же колокольней церковь.
В 1629 - 1630 годах составлена книга, в которой письмом и мерой Андрея Загряжского и подьячего Гаврилы Владимирова значится
"в селе Андреевском - Годунове тож на поместной земле церковь собор Архангела Михаила деревянна склецки".
Это несомненно вековая церковь, от долговременности стала ветха, поэтому Ф.И. Дурново, в унаследованной им от отца вотчине решил построить новую церковь
и подал в 1699 году челобитную всея России Патриарху Адриану о даче ему указа о выстройке там деревянной церкви вновь,
на что получил от него благословенную грамоту.
Церковь успешно была выстроена и в 1702 году приготовлена к освящению.
Освящена в 1703 году.
В 1805 году по свидетельствам старожилов церковь сгорела, а именно будто бы в полдень от запавшего угля из жаровни,
но в пожаре успели спасти святые иконы и церковную утварь и сохраняли их в поместительном здании,
куда более года для слушания Богослужения оставшегося причта и собирались скорбившие обыватели села,
а на литургию они ходили в соседнее село Ивановское - Холуденево.
Горько скорбел с ними и тогдашний помещик села Годунова капитан Иван Иванович Супонев.
Выше уже указано, как Супонев получил исцеление, и в честь чудотворной иконы святого Иннокентия Иркутского стал строить в Годуново каменный храм.
Но так и не дожил до освящения церкви.
30 марта 1819 года Преосвященнейший Ксенофонт, Епископ Владимирский,
дал благословение на освящение вновьпростроенного храма во имя Архистратига Михаила на прежнем антиминсе.
Освящение состоялось 16 мая 1819 года протоиереем города Александрова Петром Лихаревым.
Василий Орлов уточняет важные архитектурные особенности церкви в первоначальном образе, не менявшимся 75 лет в оригинале от храмостроителей:
- квадратная в плане, верхняя часть восьмигранная с одной главой, на которой крест восьмиконечный железо-позолоченный,
другая глава устроена над алтарём трапезной церкви с таким же крестом.
Судя по времени, речь идёт о втором кресте над южным приделом в трапезной во имя Иннокентия Иркутского.
Колокольня небольшая, двухъярусная, на ней пять колоколов, из которых в самом большом 79 пудов.
Крест на колокольне четырёхконечный.
Глава и шпиц (шпиль), и в церкви и в колокольне обиты белым железом.
Церковь и колокольня белые, местами с голубой краской, покрыты железом, кровли окрашены зелёной краской.
Ограда 1864 года каменная с деревянным балясником, окрашенным масляными красками.
Двое ворот ограды с северной и западной строны пятиглавые.
Столбы ограды крыты железом, крашены зелёной масляной краской.
Кладка ограды крашена известью.
Внутри ограды имеется несколько ёлок, свидетельствующих, что до 1863 года вся церковь была обнесена ими,
но они уничтожены при устройстве новой каменной ограды.
Церковь имеет три выхода: на Ю., С. и З. стороны.
Первые два выхода имеют двойные двери, снаружи железные, внутри филёнчатые со стёклами, с западной стороны тоже двойные двери - внутри створчатые,
вязаные (сплочённые из брусков) без стёкол, снаружи дверь деревянная, обитая железом.
Окон во всей церкви 25, из них нижних 20 четырёхугольных с железными решётками; выше них 5 круглых окон с проволочными решётками,
в верхнем ярусе 7 полукруглых окон с проволочными решётками;
пол во всей церкви выстран лещадью (плиткой) белой с чёрной.
В церкви сохранялся антиминс, данный Преосвященнейшим Феофилактом, Епископом Владимирским в последнюю деревянную церковь, сгоревшую в 1805 году.
В тёплом приделе святителя Иннокентия Иркутского имелся на деревянном престоле антиминс, священнодействованный и данный в 1847 году Парфением,
Архиепископом Владимирским, вместо данного в 1809 году нечаянно сгоревшего.
Иконостасы в церкви и в приделе столярной работы, с колоннами и резьбой, местами позолоченной.
Царские врата столярной работы с малыми колонцами с образом Благовещение Богоматери, снизу четыре Евангелиста, других изображений нет.
Иконостас поновлялся и золотился в 1848 году.
В церкви имелось множество как старых икон, так и новых, а так-же богослужебных предметов и книг.
Триоди, Евангелие, потир, дискос, зёздница, лжица, два блюдца, кресты, ковчеги, дароносицы и тому подобное.
Место под кладбище при церкви отведено в 1848 году.
В приходе сельцо Новленское, сельцо Сусловка, деревни Кандалиха и Пречистино. |