Общий вид Екатерининского собора в Судогде, 2013 Общий вид Екатерининского собора в Судогде, 2007. Ещё видно наследие большевиков - афишные конструкции клуба, размещавшегося в соборе, на крыше временная глава и крест. Пристройка новой апсиды в стадии завершения. |
|
Завершение Екатерининского собора в процессе строительства. Обращает на себя внимание отсутствие водосточных труб, в то время как белые фасадные поверхности ниже кровель восьмерика представляют собой недолговечные гипсокартонные декорации. Современное строительство, по сути, полная противоположность традициям старых мастеров. Прежде зодчие в первую очередь обращали внимание, в основном, на прочность и капитальность стен. Кровли же совершенно в порядке вещей полностью сменялись по мере износа. Именно в Судогде свой "устав в монастыре", свои строительные правила, губерния не указ, белокаменное зодчество никому не урок и не в пример. Местными зодчими сделано всё с точностью наоборот, как будто электрик перепутал ноль и фазу: стены легкие, одноразовые, как пластиковые стаканчики для газированной воды, а кровли практически вечные, из космической хромо-никелевой аустенитной стали. Постройки 12 века по старой традиционной технологии местами ещё сохранились и пережили много-много поколений людей. Это Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Преображенский собор в Переславле-Залесском и так далее. Если бы владимирские князья строили их из бруса без антисептика и антипирена, облицовывали их гипсокартоном, берет некоторое сомнение, существует ли, спустя 800 лет, для потомков хотя бы ничтожная вероятность лицезреть во всей первозданной красе тот первородный, начала-начал, извините, гипсокартон? |
Новый восьмерик, глава и крест основного объема, всё покрыто нержавеющими листами с нитрид-титановым напылением под золото. Восьмерик после отделки и побелки выглядит как сделанный из кирпича и поштукатуренный, на самом деле представляет собой деревянную конструкцию из бруса с обшивкой снаружи листовыми материалами. Впрочем, здесь никто не собирается заниматься исключительно очернительством, факты налицо и их нельзя отрицать: прежде совковый клуб стал церковью, церковь стала собором, собор сияет. Ещё недавно пыльная и унылая панорама центральной улицы Судогды замечательным образом преображается в лучшую сторону. Осталась малая малость, восстановить историческое название улицы. |
Кладка карниза из красного кирпича под побелку. |
|
Аспекты... Первый аспект такой. Практически все металлы, сортовой металлопрокат в частности, имеют значительные тепловые тепловые дефомации при нагреве или охлаждении. Непосредственно рядом с наружной поверхностью фасадов с межсезонной разницей температур до 60-70 градусов вполне ожидаемо регулярное появление в швеллерах могучей толкающей силы, способной двигать стены. Второй аспект заключается в том, что черный металлопрокат без окраски ржавеет от внутренней влаги, перемещающейся по стенам в виде паров и время от времени выпадающего конденсата. Ржавчина отслаивается и увеличивается в объеме. Если в процессах задействованы лицевые слои фасада, всё вылезет наружу пятнами, трещинами, отслоениями. Поэтому опытные строители избегают таких неуправляемых решений, как массивы железа в кладке, и используют для усиления железобетонные пояса, значительно более родственные к основному материалу стен, железобетонные оконные перемычки. Разумеется без расчетов и конструирования силами опытного инженера, без качественных технологий работы с материалами, все любительские попытки что-то улучшить ведут к бесполезному захоронению или пуску на ветер крупных денежных средств. И это в лучшем случае. |
Попытка вывесить пристройку на швеллерах, прицепив её к обычной кирпичной стене основного объема. Понятно, что налицо стремление устранить деформационные осадочные трещины. Но их появление вызвано явно слабым фундаментом. Логика подсказывает, раз причина в нём, начинать бы надо именно с него. А врезка швеллеров никакого эффекта, помимо ещё большего ослабления кладки не даст. Если фундамент слабый, лишь дело времени появление новых трещин. А с новыми швеллерами уже и в других местах. Заранее понятно в каких, в первую очередь в слабых междуэтажных подоконных участках кладки.
Существует пара неприятных технических аспектов, почему никакие стальные балки нельзя жёстко заделывать вдоль наружных стен. |
Оцинкованные такелажные приспособления с контактом на нитрид титана. |
|
В чешуе, как жар горя... (А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"). |
Общий вид часовни при Екатерининском соборе в Судогде с улицы Ленина, 2012. Новодел поставлен на старом месте по сохранившимся фотографиям. |
Часовня после затирки и побелки. |
Общий вид часовни при Екатерининском соборе в Судогде с улицы Ленина, 2010. К сожалению новая часовня повернута своим входом на 45 градусов к первоначальной часовне. Теперь входные двери строго параллельны улице, раньше это было не так. Кроме того, вызывала изумление неряшливая кладка силикатным кирпичом. Время покажет её долговечность, или, скорее всего, подтвердит недолговечность. |
Часовня до затирки и побелки. |
Образ Пресвятой Богородицы на фасаде часовни. |
Новый крест на въездных воротах на территорию Екатериниского собора в Судогде. |
В Судогде издревле находилась деревянная церковь во имя святого мученика Мины. В память той церкви в городском соборе был устроен придел. Сегодня образ святого мученика Мины находится на новой часовне. Святой мученик Мина Калликелад (Красноречивый) грек по происхождению, был родом из Афин. Император Максимин послал его из Афин в Александрию для подавления смут между христианами и язычниками. Однако результат был совершенно неожиданным для императора, так как красноречивый посланец стал активно пропроведовать то самое христианство, с которым его послали бороться. Следующим посланцем императора был патриарх Ермоген с заданием очистить город от христиан. Тем временем Мина был схвачен и подвергался жестоким пыткам. Прибыв на место Ермоген был поражен терпением Мины и чудесным его исцелением после пыток, и сам уверовал в Иисуса Христа, Истинного Бога. Пришлось императору ехать самому в Александрию. Святым мученикам Мине и Ермогену император приказал отрубить головы, а секретаря, помощника Мины, Евграфа, изрубил собственноручно. Все эти события развернулись в 313 году. Впоследствие мощи всех трёх святых Мины Ермогена и Евграфа были обретены и перенесены в Константинополь. |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|